В Перми состоялась мировая премьера оперы Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода"
ПЕРМЬ, 18 ноября. /ТАСС/. Мировая премьера оперы Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода" состоялась в Пермском театре оперы и балета. По заказу театра композитор Валерий Воронов написал пролог и эпилог к классической опере венгерского композитора.
"Это совершенно неожиданная для меня работа. Изначально было непонятно, что делать с музыкой Бартока, потому что она великая, надо иметь определенный пиетет перед классикой. Но, мне кажется, удалось найти тот способ, в котором мы слышим Бартока, но мы не узнаем ни одной ноты, - рассказал журналистам Валерий Воронов. - Начало - это тоже сюжетная линия, по замыслу режиссера. Мы входим в замок, мы должны погрузиться в эту атмосферу. Это симфоническое сочинение потому так и называется "Introitus at castrum" - "Вход в замок".
О спектакле и музыке
Традиционно опера Бартока ставится на сцене в один вечер с другими одноактными операми или симфоническими сочинениями. Однако, по замыслу музыкального руководителя спектакля Федора Леднева и режиссера Евгении Сафоновой, в Пермской опере "Замок герцога Синяя Борода" звучит в обрамлении пролога и эпилога, написанных Валерием Вороновым, и идет в течение всего вечера. По словам Воронова, "создателям хотелось такой спектакль, в котором в центре - эта музыка и ничего от нее не отвлекает".
"Продолжительность звучания "Замка герцога Синяя Борода" - чуть меньше часа. Каждая новая постановка этой оперы бросает театру вызов - с каким другим названием объединить партитуру Бартока? Но спектакль должен рассказывать единую, цельную историю - а добиться этого можно было, лишь уйдя от ситуации встречи двух независимых друг от друга произведений", - пояснил дирижер-постановщик Федор Леднев.
По словам режиссера-постановщика Евгении Сафоновой, "Замку" нужна была взлетная полоса". "Так возникла идея с прологом, который будет определенным образом подготавливать, настраивать восприятие партитуры Бартока. Пролог образует пространство, позволяющее перестроиться, отбросить бытовую реальность и подготовиться к погружению в мир Бартока - и музыкально, и концептуально", - сказала Сафонова.
Помимо музыки, как отметили в театре, в постановке практически нет действия. Главный герой - герцог Синяя Борода - сидит в инвалидном кресле и практически никуда не перемещается. Кроме того, синей бороды у него вовсе и нет, как нет и практически половины лица. Как отметил Валерий Воронов, этот персонаж "и есть сам замок, он с ним неразделен, у него нет лица". "Это момент, когда зло расширяется настолько, что приобретает такие формы, поэтому у него отсутствует человеческое лицо", - сказал композитор.
Спектакль "Замок герцога Синяя Борода" можно увидеть в Пермском театре оперы и балета 18 и 19 ноября. Проект реализуется при поддержке Aksenov Family Foundation, который инициирует создание новых музыкальных произведений наиболее заметными отечественными и зарубежными композиторами новой волны и стимулирует развитие экосистемы для современной академической музыки в России.
О театре
Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского - один из старейших музыкальных театров России, он создан в 1870 году. Достижения театра были неоднократно отмечены премиями фестиваля-конкурса "Золотая маска".