Константин Рехтин: "Искусство и театр очень востребованы в трудные времена"
Накануне гастролей Северного драматического театра в Омске, его главный режиссёр поговорил с корреспондентом "Омск Здесь". Тарский фестиваль "Сотоварищи" продолжится в Омске. Северный драматический театр им. М. А. Ульянова покажет на сцене Омской драмы два спектакля: "Наказание. Эпилог" (12+) и "Враг народа" (16+). Константин Рехтин работает главным режиссёром в театре уже более 20 лет. В интервью "Омск Здесь" он рассказал о том, как начинал театр в Таре с нуля, как готовится к 100-летию со дня рождения Михаила Ульянова, а также поделился мыслями об авторских и репертуарных спектаклях и том, что главное в творчестве и жизни. Константин Рехтин - Константин Викторович, как часто Северный драматический работает не на своей сцене? Такая встряска идёт на пользу актёрам? - До пандемии мы выезжали часто. Сейчас выезжаем реже, надо снова восстанавливать контакты. Выездные спектакли - это большая часть нашей работы, и с первого сезона мы её делаем. Актёры к этому привычны, никакой встряски для них нет. - В каком настроении сейчас находится театр? 20 лет для театра - это много? - Предпосылок для рождения нашего театра не было. Это было волевое решение губернатора Омской области Леонида Полежаева. Ему и области повезло, что нашёлся я со своим актёрским курсом и начал работать в Таре. Каким должен был быть театр, трудно было себе представить. 20 лет мы искали свою дорогу в этом непростом либеральном мире, где имя Михаила Ульянова особо ничего не значило. Но, к счастью, наступают, или уже наступили, иные времена, где патриотизм - это не пустое слово, времена возрождения духовно-нравственных ценностей. Теперь творчество Ульянова снова станет большой ценностью. Именно на него мы ориентируемся в своём репертуаре и будем это делать ближайшие пять лет на пути к столетию Михаила Александровича. - Кто сегодня ваш зритель? Можете ли вы себе позволить постановки "не для всех"? Что-то экспериментальное, скандальное, вызывающее непредсказуемую реакцию? - Скандальные спектакли или постановки экспериментального плана у нас всегда были. Это театр поиска прежде всего. Эти постановки принимались зрителем, но небольшой его частью, брали гран-при на фестивалях. Но они всё равно не были самыми главными для нашего зрителя. Вообще репертуар всегда был очень разнообразным, потому что мы искали свою дорогу, которую, как мне кажется, мы сейчас нашли. - С какими спектаклями вы приедете в Омск? Чем они примечательны? - Мы приедем в Омск с двумя нашими лучшими и очень свежими постановками. Одна из них, "Враг народа" (16+), была осуществлена в прошлом сезоне латвийским режиссёром Георгием Сурковым. Вторую поставил я - "Наказание. Эпилог" (12+) по "Преступлению и наказанию" и "Запискам из мёртвого дома" Ф. М. Достоевского. Обе постановки глубокие по мысли, они связаны с размышлением о сегодняшнем и будущем дне нашей страны и нас, живущих в этой стране. Обе экспериментальные по своей форме. "Наказание. Эпилог" - это, наверное, больше авторский театр, который я очень люблю. За последние 20 лет в репертуаре было несколько спектаклей такого направления. Все они получали высокие награды и признание публики. - Есть точка зрения, что культура - это едва ли не "позвоночник общества" в трудные времена. Или людям в моменты эмоциональной опустошённости не до театра? - Категорически считаю, что искусство и театр в частности очень востребованы в трудные времена, о чём свидетельствуют полные залы. Потому что здесь человек может найти себе и мировоззренческую опору, и душевную поддержку, да и вообще какую-то отдушину в сложной жизни. Может почувствовать плечо сотоварища, рядом сидящего человека, который вместе с ним внимает и сопереживает происходящему на сцене. - Что помогает вам двигаться вперёд? Чем сегодняшний вы отличаетесь от себя, создававшего новый театр в глубинке 20 лет назад? - Конечно, я очень отличаюсь от того человека, который начал историю Северного драматического театра 20 лет назад. Я начинал театр с нуля и плохо представлял себе, что у меня может получиться. Нужно было проработать в городе с 27-тысячным населением 20 лет, чтобы понять, как тут непросто работать. Население небольшое, а интересов достаточно. И как это ни парадоксально, а театр один. И его, казалось бы, много для такого маленького города, но и мало в то же время. Потому что здесь нужны разные спектакли: для отдыха или, наоборот, экспериментальные, философские, где человеку есть над чем подумать. Или детские спектакли для подростков. Конечно, нужно было окунуться в театральный контекст России, чтобы понять, на каком художественном уровне мы находимся, и быть в этом контексте заметным и интересным явлением. Собственно, мы таким явлением и стали. Это, наверное, самая главная заслуга, - при всех сложностях, которые нас сопровождали в эти годы, мне кажется, мы вышли на фарватер именно очень разнообразного ульяновского репертуара. Когда-то мы поставили "Иркутскую историю" (16+) памяти Ульянова. Этот спектакль был очень востребован, мы поставили в доме-музее два спектакля по его книгам. А впереди нас ожидает и "Варшавская мелодия" Леонида Зорина, и "Страницы из жизни председателя Трубникова" по фильму "Председатель", и документально-художественный и одновременно спектакль-вербатим "Наш земляк Михаил Ульянов", и "Принцесса Турандот", и "Ричард III", и "Острова в океане" Хемингуэя. Это всё очень разнообразный ульяновский репертуар. - Что самое главное - на сцене и в жизни? - Как в жизни, так и на сцене нужно всегда оставаться правдивым, искренним. Это непросто, но это главное, и если говорить о театре, именно это оценивает и принимает зритель.