В Москве простились с народным художником России Станиславом Бенедиктовым

МОСКВА, 14 ноября. /ТАСС/. Церемония прощания с художником-сценографом, главным художником Российского академического молодежного театра (РАМТ), профессором кафедры сценографии Школы-студии МХАТ Станиславом Бенедиктовым, который умер 10 ноября в возрасте 78 лет, прошла в понедельник в театре, передает корреспондент ТАСС.

В Москве простились с народным художником России Станиславом Бенедиктовым
© ТАСС

"Есть на свете люди, которые могут определять вообще смысл жизни нашей земной. Я думаю, Станислав Бенедиктович определял этот смысл", - сказал на церемонии художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин. Он назвал своего коллегу потрясающим человеком, отметив, что за его невероятной скромностью скрывалась мощная сила, мощный темперамент и лирическая душа.

Проститься с художником пришли десятки людей, в том числе гендиректор Большого театра Владимир Урин, художественный руководитель Театра им. Маяковского, бывший главный режиссер РАМТа Егор Перегудов, студенты Бенедиктова, актеры Алексей Веселкин, Александр Девятьяров, Дарья Семенова, Елена Галибина, Александр Гришин и многие другие.

Воспоминания коллег

Гендиректор Большого театра Владимир Урин рассказал, что познакомился с Бенедиктовым около 50 лет назад и отметил его удивительно светлое и невероятно жизнерадостное восприятие мира. "Всегда предельно открытый, всегда предельно доброжелательный и невероятно талантливый", - поделился воспоминаниями Урин, добавив, что не может вспомнить случая, чтобы Бенедиктов был раздраженным или сердитым на кого-то. Особой страницей творчества художника он назвал сотрудничество Бенедиктова с Алексеем Бородиным. "Он мог оставаться самим собой как художник и при этом потрясающе проникать в замысел человека рядом - режиссера, хореографа. Он умел не только выражать себя и свое ощущение этого мира, но и понимать, что театр - это искусство коллективное", - заключил гендиректор ГАБТ.

Егор Перегудов в разговоре с корреспондентом ТАСС отметил чуткость и интеллигентность художника. "Подчеркнуть мне хочется его какую-то чуткость, деликатность, которая столь одаренным людям редко свойственна. Редкий человек в своей интеллигентности, трогательной интеллигентности, большой, великий художник, мастер, замечательный педагог", - сказал Перегудов. Он отметил, что главный художник театра - уходящее явление и мало, в каком театре есть потребность в таком человеке. "У РАМТа всегда была потребность в присутствии главного художника", - добавил худрук Театра им. Маяковского.

Алексей Веселкин признался, что всю творческую жизнь так или иначе провел в пространствах, созданных Бенедиктовым. "Самое главное - и это, может быть, театральный парадокс - он был, на мой взгляд, самым чистым человеком вообще в театральном пространстве. За всю жизнь я не видел, не слышал от него какого-то намека на уныние, осуждение, хотя сама театральная среда очень сложная", - сказал журналистам Веселкин.

На церемонии зачитали соболезнования, которые направили в театр, в частности, министр культуры РФ Ольга Любимова, председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин, президент Российской академии художеств Зураб Церетели. "Ему, как немногим, удавалось реализовать свой богатый творческий потенциал в напряженном и сложном театральном мире, добиться признания и успеха, не изменяя своему внутреннему миру, своей склонности к тонкой поэтической интонации", - написал Церетели. Глава СТД отметил, что Бенедиктов был предан театру и своему делу, снискал любовь коллег и обладал высоким авторитетом в театральной среде.

В конце церемонии худрук РАМТа сообщил, что в понедельник Бенедиктов будет похоронен на Троекуровском кладбище. "Ничего никуда не уходит, и душа, конечно, остается здесь: в каждом глотке сцены, в театре, в мастерской наверху и в нас прежде всего - людях, которые так сильно его любят", - заключил Бородин.

О сценографе

Станислав Бенедиктов родился в 1944 году в Москве. В 1973 году окончил Московский художественный институт им. В. Сурикова. Преподавал в Московском художественном училище памяти 1905 года, был главным художником в Кировском ТЮЗе.

Бенедиктов выступил в качестве художника-постановщика десятков драматических, оперных и балетных спектаклей в России и за рубежом. Оформлял постановки в том числе в Большом и Малом театрах, МХАТе, Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Софийском оперном театре, Берлинском театре "Фройндшафт", Национальном театре Рейкьявика. Являлся академиком Российской академии художеств.

С 1985 года Бенедиктов был главным художником РАМТа. В соавторстве с режиссером и художественным руководителем театра Алексеем Бородиным он создал более 50 спектаклей. В 2022 году вышел спектакль "Душа моя Павел" в оформлении Бенедиктова. В последнее время он работал над сценическим решением пьесы Тома Стоппарда "Леопольдштадт".