Александринка отметила 190-летие своего театрального дома

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 11 ноября. /Корр. ТАСС Олег Сердобольский/. Один из величайших зодчих Санкт-Петербурга Карл Росси (1775-1849) стал в пятницу героем торжества, посвященного 190-летию завершения строительства здания Александринского театра.

Торжества начались в Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры, где прошла церемония возложения цветов на могилу Росси.

"Мы адресуем сегодня слова благодарности этому потрясающему, великому архитектору. Созданное им здание - это не только шедевр мировой архитектуры, но еще и "соавтор" наших лучших спектаклей. В моменты, когда все получается так, как хочется, театральный зал, вся архитектура, вся внутренняя атмосфера театра словно бы солидарна с тем, что происходит на сцене, и мы это всегда очень чувствуем", - сказал на церемонии художественный руководитель театра народный артист России Валерий Фокин.

В Каретном коридоре Александринского театра состоялось торжественное открытие скульптурного бюста Карла Росси работы петербургского скульптора Виктора Зайко. Семья недавно скончавшегося мастера преподнесла этот бюст в дар театру.

Выступивший на церемонии открытия памятника старейшина труппы, народный артист России Николай Мартон назвал свой родной театр храмом. "Когда я прихожу в театр, я обязательно ему кланяюсь. Я это делаю очень искренне, потому что это мне нужно", - признался патриарх сцены.

Театр как полигон инженерных идей

В Царском фойе прошла презентация выставки "190 лет зданию Александринского театра. Эмпиризм и рационализм". Проект был подготовлен театром в партнерстве с Центральным музеем железнодорожного транспорта России, предоставившим на выставку макет металлических опорных конструкций.

В здании театра впервые в архитектуре России были применены металлические перекрытия - инженерные сооружения, созданные Карлом Росси совместно с инженером Матвеем Кларком и отлитые на Александровском заводе в Петербурге. Из них сооружены потолок зрительного зала и главное перекрытие всего здания театра. При реставрации 2006 года было признано, что все эти конструкции находятся в рабочем состоянии и после реставрации могут прослужить еще не один век.

Еще одной особенностью Александринского театра является то, что он строился как комбинат по производству спектаклей. Он должен был сам производить декорации, бутафорию и костюмы. В этом деле был использован немецкий опыт. Впервые в российской практике здесь был применен железный занавес, который надежно отделял сцену от зрительного зала, что было очень важно в случае борьбы с пожаром.

Выставка, посвященная знаменательной дате в жизни театрального дома, будет работать до конца года.