Специальный приз Конкурса
Каждая книга – художественный альбом. Именно так они названы издателями. Это ощутимо тяжелые тома. Истинные книголюбы без труда вспомнят ощущение приятной тяжести в руке, когда держишь качественное издание большого формата, значительное по толщине, на хорошей мелованной бумаге.
С такими книгами работать нужно только на столе. Не только форма способствует этому, но и все содержание. Человек должен иметь возможность неспешно листать, долго изучать каждую страницу или те из них, которые особенно заинтересуют.
Книги эти по тематике гораздо шире, чем можно было бы предположить исходя только из названия. Например, в книге «Полковые храмы Москвы. Конец XIX – начало XX века» авторы не только предлагают читателям богатейший иллюстративный материал, включающий фотографии храма в описываемый период и в настоящее время, но и дают много сведений об истории полка, которому принадлежал описываемый храм. К сожалению, не все церковные здания сохранились, а из разрушенных не все восстановлены. Не сохранились, например, Сергиевская лагерная церковь 1-й Гренадерской дивизии на Ходынском поле, церковь 12-го гренадерского Астраханского Императора Александра III полка в честь Казанской иконы Божией Матери. Хотя бы благодаря старым фотографиям, другим изображениям, дошедшим до наших дней, наши современники могут увидеть, какими были эти храмы, какое в них было внутреннее убранство, какие святыни там хранились. Безусловно, и фотографии сохранились далеко не все, и запечатлено на них не все. Но увидеть хотя бы то, что доступно, что можно найти, о чем можно
получить представления, пусть неполные, гораздо лучше, чем не знать и не видеть ничего. Древняя мудрость учит: «Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания» (Притч. 18; 15).
Об уничтоженной в советские годы церкви 5-го гренадерского Киевского генерал-фельдмаршала князя Николая Репнина полка в честь Святых апостолов Петра и Павла приведены сведения, относящиеся к 1913 году. Думаю, современным читателям они должны быть интересны: «Походная (при полку) церковь существует с конца XVIII столетия. Церковь эта способствовала полку в походах: 1) в Отечественную войну 1812 г.; 2) при взятии Варшавы в 1831 г.
И дальше мы узнаем, что церковь находилась в так называемых «Александровских казармах», в Серпуховской части Москвы с 12 декабря 1910 года. Вмещает до 1000 человек.
Внутреннему благоустройству и украшению полковой церкви много содействовал командир полка, полковник И. С. фон-Эттер и церковный староста капитан А. А. Заржецкий. Храм был благоустроен и отвечал потребностям полка. В нем имелось много ценных икон и облачений, «принесенных в дар Высочайшими Особами».
К предметам старины можно отнести:
1) походную полковую икону, двустороннюю, на одной стороне: святые апостолы Петр и Павел, на другой – Воскресение Христово. И «был сей образ во всех походах полка»;
2) иконостас храма, «также бывший в походах полка».
На старых фотографиях можно увидеть местность, где стоял тот или иной храм. Если храм сохранился, можно увидеть и его нынешнее окружение, а благодаря старым фотографиям легко понять, как все выглядело более века назад. В книге есть размещенные рядом фотографии одних и тех же зданий, сделанные с разницей более 100 лет, а также есть фотографии офицеров, солдат, которые служили в полках, которым принадлежали храмы. Читатель соприкасается с тем временем и теми людьми.
На страницах издания имеются сведения, касающиеся постройки храмов, истории полков и истории жизни отдельных людей, служивших там. На страницах изданий о московских и санкт-петербургских полковых храмах встречаются известные имена. И это не только военнослужащие, но и известные люди, не связанные с военной службе. Например, композитор
М. Мусоргский, основатель русского кино А. Ханжонков. Наверное, не все знают, в каких полках они когда-то служили, в какие храмы ходили.
Книга о полковых священниках рассказывает не только о них самих, но и о времени, в которое они жили. Представлены разные свидетельства эпохи. Например, сохранился дневник одного из полковых священников, и выдержки из него читатель найдет на страницах издания.
Разная судьба у священников, ставших героями этой книги. Кто-то, как священник Стефан Щербаковский, был во время военных действий (Русско-японская война) ранен, побывал в плену, а убит был в 1918 году в подвалах Одесской Чрезвычайной комиссии… Кто-то, как иеромонах Амвросий (Матвеев), был убит на поле боя. Напоминаю, священник шел вместе с уставшими солдатами, подбадривал их, а у него самого в руках был только крест. Иеромонах Антоний (Смирнов) мог уплыть в безопасное место, для него было место в шлюпке, но, увидев в воде молодого матроса, уступил ему свое место, а сам остался на тонущем корабле. У каждого героя, описанного в книге, своя жизнь, своя судьба, свой подвиг. И каждая жизнь достойна того, чтобы потомки, поколение за поколением, ее знали, задумывались над тем, чем жил этот человек, этот пастырь, что его укрепляло, придавало силы.
Полезно это издание всем, кто неравнодушен к истории родной страны. Оно по силам и школьникам, поэтому подходит для семейного чтения, обсуждения, общих размышлений. Как-то уже упоминалась фраза, приписываемая М. Ломоносову: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Можно продолжить цитатой известного испанского писателя Мигеля Сервантеса: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. Горькую картину представляют из себя те государства, которые пережили «переформатирование» своей истории. Нам нельзя допускать у себя подобных экспериментов. Ибо «…какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет... Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мк. 4; 24-25). А имеем мы очень и очень многое.