В Петербурге в музее-квартире Пушкина откроется выставка о художниках Чернецовых

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 11 ноября. /ТАСС/. Выставка о творчестве художников Григория и Никанора Чернецовых, современников Александра Пушкина, откроется в пятницу в доме на Мойке, 12, где находилась его последняя квартира. В экспозицию вошли около 100 экспонатов из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина, дающих представление о кропотливой работе мастеров над созданием своих произведений, в их числе - рисунок, благодаря которому стал известен рост поэта.

"Художники Чернецовы - удивительно интересные и яркие творческие личности. <…> Мы постарались эти предметы, которые находятся на хранении в нашем музее, представить с тем, чтобы еще и еще раз напомнить об этих замечательных художниках", - рассказал в преддверии открытия выставки для широкой публики директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов.

Открытие, связанное с Пушкиным

Руководитель музея отметил, что один из Чернецовых - Григорий - "совершил поистине неповторимую и потрясающую миссию". "Здесь, в одной из витрин, находится рисунок ("Пушкин и Жуковский" (1832) - прим. ТАСС), на котором изображен Александр Сергеевич Пушкин, и чуть ниже рукой художника написано, что рост [поэта] - два аршина пять с половиной вершков. Если бы этого не было сделано, мы не знали бы, какой рост был у Александра Сергеевича Пушкина", - пояснил он. Как уточнила заместитель директора по развитию и музейной работе Всероссийского музея А. С. Пушкина Татьяна Вергун, в метрической системе это соответствует 166 см 7 мм. "Можно сказать, что это был средний рост для человека того века", - добавил Некрасов.

В настоящее время большое творческое наследие Чернецовых рассредоточено по разным музейным собраниям: значительная часть изобразительных материалов находится в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Научно-исследовательском музее Академии художеств. Дневники и путевые заметки, письма хранятся в отделе рукописей Русского музея и Эрмитажа, в Российской национальной библиотеке, Центральном государственном историческом архиве и других собраниях.

Во Всероссийском музее А. С. Пушкина находятся шесть произведений художников, в том числе их совместная работа - картина "Пушкин в Бахчисарайском дворце" (1837), написанная в память о поэте. Говоря об этой работе, Некрасов отметил, что в ней содержится некоторая неточность в изображении Пушкина. "Пушкин [изображен] в привычном нам виде, с бакенбардами. Но дело все в том, что бакенбарды он отпустил, будучи в ссылке в Михайловском, а когда путешествовал по Крыму в 1820 году, он еще бакенбарды не носил. Конечно, такая неточность, вероятно, может быть заметна только некоторым исследователям. Но тем не менее, эта дань любви к Александру Сергеевичу Пушкину, которая выразилась в этой работе братьев Чернецовых, она нам, конечно, очень и очень дорога", - рассказал он журналистам.

В экспозиции представлены и более 80 листов оригинальной графики: акварелей, в том числе видов Крыма и Кавказа, Петербурга и Нижнего Новгорода, эскизов и черновых набросков. Основная часть показанных на выставке материалов отражает процесс работы над созданием самой известной и масштабной картины Григория Чернецова "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге" (1837). Специально для выставки Русский музей предоставил мультимедийный рассказ, посвященный этому произведению. Саму картину можно увидеть в Михайловском замке.

Выставка открывается накануне дня рождения Григорий Чернецова (12/24 ноября 1802 года) и будет доступна для посещения по 22 января 2023 года.

О Чернецовых

Братья Чернецовы - Григорий Григорьевич (1802 - 1865) и Никанор Григорьевич (1805 - 1879) родились в городе Лух Костромской губернии. Отец Григорий Степанович и старший брат Евграф обучались живописи в иконописной мастерской Холуя. Григорий, а затем и Никанор, приложили много сил для получения классического художественного образования. Оба с помощью благотворителей, разглядевших их дарование, стали выпускниками Общества поощрения художников, в 1827 году окончили Императорскую Академию художеств с малыми золотыми медалями. Они учились у ведущих мастеров своего времени: С. Ф. Галактионова, Ф. П. Толстого, М. Н. Воробьева, А. Г. Варнека, как и многие их современники, испытали влияние А. Г. Венецианова.

Расцвет творчества Чернецовых пришелся на 1820-1840-е годы. Критики отмечали профессионализм и "верное подражание натуре", удивительную трудоспособность и самопожертвование художников в служении своему делу.