Войти в почту

О граде Курске и Смутном времени

4 ноября Россия отмечает День народного единства и День воинской славы России. Это относительно новый для нас праздник, установленный только в 2004 году. Соответственно, и воспринимается он пока по-разному: для одних это просто очередной выходной, для других – действительно знаменательная дата, для третьих – праздник Казанской иконы Божией Матери. Не станем убеждать первых или разочаровывать вторых, а тем более что-то доказывать третьим, а просто попробуем разобраться, что же мы действительно отмечаем? Ведь для многих из нас случившееся в 1612 году, когда в Москве народное ополчение выбило польский гарнизон из Китай-города, а потом из Кремля, является некой абстракцией, не имеющей отношения к жизни. Между тем желательно хотя бы в общих чертах знать конкретно, что такое Смутное время, тем более что куряне тоже стали участниками исторических событий той эпохи, когда страна балансировала на грани. Военное упорство курян помогло ополчению Минина и Пожарского, а наша Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» в Смутное время находилась в руках царя-самозванца Лжедмитрия I. И напоминанием о тех временах служит Знаменский монастырь Курска. Мутные воды истории Почему та далёкая эпоха называется Смутным временем? Слово «муть» имело тогда три значения: волнение на море, пучина, а также – грязь, осадок. В общем, поднялась со дна всякая грязь, всё стало неясным, зыбким, тревожным. Причина одновременно проста и сложна. Прервалась преемственность власти. Царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, умер в 1598 году, не оставив наследника. Его младший брат Дмитрий (последний из сыновей Ивана IV) погиб в возрасте восьми лет, как сказали бы сегодня, при невыясненных обстоятельствах. Примечательно, что за год до смерти царь Федор Иоаннович повелел привезти в Москву нашу Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение». Иконописцы добавили по краям образа изображения Господа Саваофа и ветхозаветных пророков. После этого образ был возвращён курянам. Но вернёмся к Смутному времени. Род Рюриковичей пресёкся. И тогда в России во весь рост встала проблема преемственности власти. Земский Собор избрал было царём Бориса Годунова, брата жены царя Федора. Но его правление стало неудачным. Продолжался процесс закрепощения крестьян (даже правило Юрьева дня было ограничено), в результате начали вспыхивать бунты, потом грянул голод. Царствование Годунова прервала его внезапная смерть. На престол сел его сын, но через семь недель был убит. Дело в том, что в ситуацию вмешался Лжедмитрий I (а потом будет ещё и второй). Ставленник Польши выдавал себя за чудом спасшегося сына Ивана Грозного. Кто он был на самом деле, Бог весть, по одной из версий – беглый монах Гришка Отрепьев. Для нас курян, интересно, что этот Лжедмитрий I велел привезти к себе Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение», везде возил её с собой, потом держал в царских чертогах. О том, кто и когда вернёт святыню курянам, мы расскажем чуть позже. Итак, москвичи сына Годунова убили и возвели на царство Лжедмитрия I. Но примерно через год случился боярский заговор, к которому присоединились стрельцы, и Лжедмитрий I тоже был убит. На престол взошёл представитель бояр Василий Шуйский. Время его правления опять же оказалось коротким и неблагоприятным для страны. Среди прочего Шуйский призвал на помощь шведов, чтобы они помогли справиться с напиравшими поляками. Но наёмникам надо было платить, а денег в казне не было. Шведы, недолго думая, стали прибирать к рукам русские земли. Снова заговор! Правда, Василия Шуйского не убили, а постригли в монахи и выдали полякам. Умер он в заточении. После этого Боярская Дума избрала царём польского королевича Владислава, но тот в Москву не приехал. И правительством России стали семеро бояр – семибоярщина. И снова немного отвлечёмся. Когда уже в наше время в период президентства Бориса Ельцина во второй половине 90-х годов XX века власть в стране, по сути, стала принадлежать семи крупным российским банкирам, люди вспомнили о семибоярщине и родился термин «семибанкирщина»… Семеро бояр правили два года. Как уже было отмечено, польский королевич Владислав в Москву не приехал, зато страну и столицу наводнили поляки – военные, торговцы, проходимцы. Стали говорить о принятии католичества. А тут ещё появившийся Лжедмитрий II (чья личность ещё более загадочна, чем личность его предшественника) собрал войско и пошёл на Москву… Смутное время продолжалось 15 лет: с 1598-го по 1613 год. Постоянные войны, голод, грабежи, страна нищала, теряла население, территории. То восстание крестьян под предводительством Ивана Болотникова, то набеги почуявших безнаказанность ногайцев. Но всё же россияне очнулись и решили сами управиться со своими делами. Однако Первое народное ополчение, собравшееся в Рязани, потерпело неудачу, зато Второе – нижегородское – во главе с Мининым и Пожарским достигло цели: интервентов вышвырнули из столицы. Князь Пожарский вошёл в Китай-город и потом в Кремль с Казанской иконой Божией Матери. Земский Собор избрал царём Михаила Романова (состоял хотя в отдалённом, но всё же родстве с Рюриковичами). Так началась эпоха новой царской династии – Романовых. Муть, поднявшаяся со дна, стала оседать. Нет, золотого века не наступило, но государственность, или, говоря по-современному, вертикаль власти в её самом положительном смысле, вернулась на место. В 1615 году царь Михаил Федорович Романов возвратил нашу Коренную икону на курскую землю, более того – в Курске по его приказу был основан Знаменский монастырь. «Пролитие крови…» Курский край назывался в то время порубежьем, и Смутное время стало для наших предков периодом многочисленных набегов, разорений и кровопролитий. Историки отмечают, что весь юг России отказывался признавать царём поляка Владислава. Чтобы подавить народное недовольство и привести южнорусские города к присяге польскому королевичу, отряды Речи Посполитой вместе с наёмниками совершали опустошительные походы. В начале 1612 года эти войска попытались захватить Курск. Основным источником для описания осады нашего города служит «Повесть о граде Курске и иконе Знамения Божьей Матери» середины XVII века. Вряд ли стоит пересказывать древний первоисточник, лучше воспользуемся книгой кандидата исторических наук, главного хранителя фондов Курского государственного музея археологии Александра Зорина «Курский край в Смутное время». Учёный подчеркивает, что появление неприятельского войска оказалось для курян полной неожиданностью. Большинство из них не успело запереться в стенах курской крепости. В итоге пришлось искать спасения в других местах: «и человецы вси кииждо побеже во иныя окрестныя грады, комуждо ко граду скорейше дойти могуще». Любопытно, что куряне сочли нападение врагов Божьей карой, поскольку они «в земных делесех, в веселии пребывающе, и поведенной пост мнози несохранением обругаша». Упомянутый здесь пост не имел ничего общего с обычными церковными постами. Дело в том, что в 1611 году по всей России распространились слухи о необычном видении в Нижнем Новгороде «некоему мужу по имени Григорий». Согласно этому видению, русское царство и все православные могли спастись только в случае всеобщего покаяния, когда и старые, и малые станут поститься три дня в неделю. Духовенство поддерживало эти слухи, и в итоге осенью 1611 года церковные власти поволжских городов, где собиралось Второе народное ополчение, «по приговору всей земли Русской» определили: поститься три дня в неделю. В понедельник, вторник и среду ничего не есть, не пить, а в четверг и пятницу питаться всухомятку. Как видим, Нижний Новгород был во всех смыслах центром ополчения. Этот обряд должен был сплотить русский народ в борьбе за восстановление рухнувшего во время Смуты царства. Но куряне, как и прочие жители юга России, не сочли нужным присоединиться к этому начинанию. В общем, и поляка в цари не хотим, но и поститься, чтобы Бог дал русского царя, не будем. К стенам Курска вражеское войско подошло вечером, когда в церквях шла служба. Поляки и наёмники подступили к стенам Курска с двух сторон: от берегов Кура и через Божедомную слободку, что была в районе ныне Свято-Троицкого женского монастыря. Наш гарнизон не имел достаточно сил, чтобы обеспечить оборону по всему периметру основных укреплений. Поэтому воевода Юрий Татищев принял решение отвести своих людей в старую крепость, «малый острог», хотя стены там были весьма ветхими. Прикрывая отход, воевода организовал контратаку против наступающего противника. Но враг, ворвавшись в пылающий город, быстро смёл немногочисленные заслоны его защитников и затем устроил настоящую резню. Александр Зорин цитирует «Повесть»: «И велие между ими быст сражение и пролитие крови сюду и сюду, а наипаче на православных христиан и жен, и детей велия в том времяни крови пролияся». И всё же попытка с ходу взять малый острог была отражена. Тогда враги обложили малый острог кольцом и прислали к осаждённым переговорщика с предложением сдаться. Парламентёр обещал новый штурм и скорое взятие острога и предупреждал, что пощады в случае отказа никому не будет. Воевода и горожане ответили, что готовы за имя Христово умереть. Была предпринята новая попытка приступа. Когда штурмующие приблизились с тараном, их встретил мощный залп. Штурм опять был остановлен. После этого противник долго не предпринимал активных действий, продолжив обстрел крепости. Затем осаждавшие перешли к классической блокаде, лишив защитников крепости доступа к воде. Однако помогли снегопады. Но осаждённые начали испытывать нехватку в других запасах, в том числе пороха. Поэтому на общем сходе было принято решение оставить крепость, пробиться через кольцо осады и укрыться в лесах за Тускарью. Однако, как пишет древний автор «Повести», какая-то попадья выдала план полякам, из-за чего те смогли на месте ожидаемого прорыва выставить конницу, «уготованную на посечение всякого без милосердия». В результате попытка прорыва не состоялась, продолжились обстрелы и попытки взятия крепости. И всё же Курск не сдался, враг отступил, поляки ушли грабить Белгород. Согласно обету, данному курянами во время осады, в городе была выстроена церковь, положившая начало Знаменскому мужскому монастырю. Современный Знаменский собор, украшающий центр города, служит, таким образом, напоминанием о далёких и славных событиях Смутного времени на курской земле. Стойкая защита Курска помогла сохранить Посеймский регион за силами взявшего Москву Второго земского ополчения, а значит и за Россией. Можно возразить, что, мол, не стоит преувеличивать значения события, но ведь общая победа, как и дом, складывается понемногу из малых кирпичиков. Оборона Курска – как раз один из них. Новый праздник Эпоха Смутного времени, богатая событиями и неординарными личностями, стала благодатной почвой для русской культуры. Стоит только вспомнить Пушкина с его драмой «Борис Годунов», Загоскина с романом «Юрий Милославский», Рылеева с поэмой «Иван Сусанин»… А также художников, отобразивших на картинах патриотический подъём того времени, композиторов Мусоргского и Глинку, написавших оперы «Борис Годунов» и «Жизнь за царя». Разумеется, не счесть и научных работ, посвящённых эпохе Смутного времени. Некоторые из них называют Смуту русской битвой за престол. Может быть. Главное ведь, кто сядет на престол – свой или чужак. Разве не так? Ну а новый праздник – День народного единства – возник не сразу. Ещё в 1649 году царь Алексей Михайлович, отличавшийся набожностью, велел отмечать праздник Казанской иконы Божией Матери не только летом (это в память о взятии Казани), но и 4 ноября: в память избавления Москвы и России от поляков (плюс к этому у царя Алексея родился в этот день первенец Димитрий). Потом прошло почти три с половиной века, и в России в 1995 году был принят Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Одним из таких дней было признано 4 ноября. А вот российским государственным праздником эта дата стала только в декабре 2004 года, когда был принят соответствующий федеральный закон. И начиная с 2005 года 4 ноября является выходным днём. Идея сделать 4 ноября Днём народного единства была высказана Межрелигиозным советом России. Инициатива была поддержана как Госдумой, так и патриархом РПЦ Алексием II: «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру». Госдума подготовила законопроект с поправками в Трудовой кодекс. Празднование 7 ноября годовщины Великой Октябрьской социалистической революции отменили и ввели новый праздник 4 ноября. Среди авторов законопроекта были единороссы и Владимир Жириновский. Межрелигиозный Совет России выпустил по этому поводу обращение: «Мы полагаем, что день трагического разделения России – 7 ноября – не стал днём примирения и согласия. Последовавшие за ним события привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие». Отмечают праздник по-разному, но в целом традиционно: концерты, выставки, встречи. Иногда появляются и новые формы, например, Курске в археологическом музее провели «Ночь искусств» с программой «Смутное время в Курском крае!». Участников встречи познакомили с историей возникновения праздника и с некоторыми событиями, проходившими в Курске в XVII веке, рассказали о служилых людях, стоящих на защите государства, о стрельцах, их обмундировании и вооружении. И даже поведали о кулинарных пристрастиях того времени. И дали попробовать… Попробовать эпоху на вкус. СПРАВКА «КП» «Повесть о граде Курске» (известная также под названиями «Сказание о Курской иконе Знамения Богородицы» и «Курский летописец») является древнейшим историко-литературным памятником южновеликорусского происхождения, дошедшим до наших дней. Она относится к циклу распространённых на Руси произведений, посвящённых местночтимым чудотворным иконам. В своей наиболее полной редакции «Повесть» была составлена, вероятно, в 60-е годы XVII века (последние по времени события, описанные в ней, относятся к 1660-1662 годам). Имя её автора неизвестно, однако можно с уверенностью утверждать, что он был жителем Курска, который он неоднократно называет «нашим градом». Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников

О граде Курске и Смутном времени
© Курская правда