Наследие Мейерхольда: Театр имени Маяковского отмечает 100-летний юбилей
Один из старейших театров в России – имени Владимира Маяковского – сегодня отмечает юбилей. Любимые в народе артисты десятки лет отдали Маяковке, а вместе с ними – сотни людей, без которых работа театра просто невозможна. О том, чего не видно на сцене, рассказал корреспондент «МИР 24» Дмитрий Каратаев.
«В 1941-м году шли спектакли и во время воздушной тревоги это место обозначалось как бомбоубежище для артистов. Во время тревоги артисты спустились сюда, но зрители последовали за ними. И прямо вот здесь, в этом полутемном помещении, игрался спектакль», – рассказывает актер Роман Фомин.
Это – самая нижняя точка Маяковки. Над головой – поворотный круг сцены, по бокам – лабиринты ходов. Куда не взгляни, все говорит об истории этого театра.
Рядом со сценой находится так называемый «карман» – помещение с декорациями к действующим спектаклям. Этот холодильник и велосипед – реквизит для спектакля «Старший сын». Рядом – «Женитьба» и «Пигмалион». А эти деревья и мебель –интерьер для спектакля «Русский роман». И это все только часть декораций.
Рабочие цеха Маяковки – отдельный мир с театральной магией и своими героями.
«Здесь – костюмы спектаклей, которые играются каждый месяц по несколько раз. Это «Мертвые души», «Плоды просвещения», «Школа жен», – показывает начальник костюмерного цеха Татьяна Потапова.
Только мужских костюмов здесь около тысячи. В слабоосвещенном тесном помещении Татьяна Потапова чувствует себя как дома. Костюмером в Маяковке она служит уже полвека. Весь гардероб знает на память. Вот мундир городничего из спектакля «Ревизор», в нем играл Александр Лазарев.
«У меня работала здесь бабушка. Я ходила на спектакли, в школе училась. Потом поступала в институт, не поступила. Она говорит: приходи, год поработаешь, потом будешь поступать. Я пришла, год поработала и больше уже не пошла никуда, осталась в театре», – рассказывает Татьяна Потапова.
За этой дверью Ирина Тенорова 22 года меняет образ артистов. Макияж, прически, парики, шиньоны – от мастерства гримера зависит, как будет выглядеть актер и чувствовать себя на сцене.
«Когда я училась в театральном художественно-техническом училище, нас именно обучали в первую очередь мастерству, а во вторую – ладить с людьми. Если надо, и массаж головы сделать, и посмеяться, и послушать. И, конечно, мы психотерапевты, мы знаем про каждого актера практически все», – отметила заместитель начальника отдела гримерного цеха Ирина Тенорова.
Тайны закулисья в честь векового юбилея Маяковки приоткрыли для зрителей. Из декораций на сцене семь ярусов штанкетов – 700 костюмов достали из запасников театра специально для премьерного спектакля.
За 37 лет на родной сцене народная артистка России Ольга Прокофьева сыграла столько ролей, что даже не помнит. Вековой юбилей театра отмечает бенефисом в роли жены декабриста.
«Это была роль-мечта. И вот сейчас, на юбилей театра, мне удалось сыграть Марию Николаевну Волконскую, женщину, которая полтора столетия жила на этой земле, ходила по этой земле», – поделилась Ольга Прокофьева.
На одной сцене в юбилейный вечер калейдоскоп историй. И звезды, без которых невозможно представить театр Маяковского – Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Любовь Руденко. Вместе с другими артистами в честь 100-летия Маяковки они исполнят необычные для себя роли.