Триллер в опере и кукольный дом в балете. Гастроли Большого театра Белоруссии в Москве

Сегодня вечером на сцену главного театра России в последний раз выйдут герои "Щелкунчика" в постановке художественного руководителя Большого театра Белоруссии Валентина Елизарьева. Успешные гастроли белорусской оперы и балета подходят к концу — и, безусловно, останутся в истории театра. Осенью 2023 года наша опера и балет отправятся в Минск — так решили Владимир Урин и Екатерина Дулова, генеральные директора двух оперных театров. "Мы приняли решение: сделаем эти гастроли обменными", — сообщил Владимир Урин. "Мне хотелось, чтобы два Больших театра встретились, — говорит Екатерина Дулова. — Я решила спросить у Владимира Георгиевича, что он думает по этому поводу, и он удивительным образом разделил мои настроения, мои желания, чтобы мы встретились вот в таком формате. Владимир Георгиевич сказал, что он бы хотел увидеть на сцене Большого театра России знаковое, важное белорусское сочинение — и лучше, если это будет большая опера".

Триллер в опере и кукольный дом в балете. Гастроли Большого театра Белоруссии в Москве
© ТАСС

"Дикая охота короля Стаха"

Так из объемного репертуара минского театра была выбрана опера Владимира Солтана "Дикая охота короля Стаха". Она впервые появилась на сцене Большого театра Белоруссии в 1989 году, как только Солтан, тогда еще числящийся молодым (на момент премьеры 36 лет) и мало кому известным композитором, закончил многолетнюю работу по ее сочинению. Постановка вызвала ажиотаж прежде всего своим сюжетом. Исторический детектив Владимира Короткевича впервые был опубликован в 1964 году, а в 1979 стал чрезвычайно популярным во всем Советском Союзе благодаря одноименному фильму Валерия Рубинчика. Триллер тогда был чрезвычайно редким жанром в нашем кино, а режиссер сумел снять кадры явления "Дикой охоты" (как бы войска призраков — хотя в финале выясняется, что организовано оно вполне живым и весьма подлым человеком — мотивировка схожая с историей в "Собаке Баскервилей") необыкновенно эффектно. Опера сразу стала любима публикой, и ее исполняли 21 год подряд. Затем пришло время обновить постановку — нынешняя версия спектакля, созданная режиссером Анной Моторной, появилась в июле прошлого года.

По мнению Моторной, "эта опера является ярким, четким, эмоциональным представлением о Белоруссии, где зритель может почувствовать ту самую атмосферу страны, тот самый язык страны". При этом в постановке использованы современные технические средства, недоступные в 1989 году, так что зловещая "Дикая охота" выглядит на сцене не менее впечатляюще, чем в кино. При открытии занавеса мы видим две легкие двухэтажные галереи — обозначение замка Болотные Ялины, в котором в конце XIX века живет и медленно сходит с ума его восемнадцатилетняя хозяйка Надежда Яновская (в день открытия гастролей Елена Золова, на следующий день Марта Данусевич). В родном доме ей мерещатся призраки: то какой-то карлик, то дама в голубом, а то — самое худшее — скачущая по полям смертоносная Дикая охота, молчаливые всадники, с легкостью летящие даже по болотам. Двенадцать поколений назад в роду Яновских был предатель и убийца, которого прокляли за свои злодеяния — и теперь Надежда последняя в роду, кого касается проклятие, она должна умереть. Случайно забредший в замок ученый-этнограф Андрей Белорецкий (оба вечера — Владимир Громов) не верит в мистическую природу происходящего и начинает разбираться в том, кто же пугает несчастную девушку и зачем. Разумеется, он находит виновника, рассчитывающего получить замок после смерти Надежды — и, чуть не погибнув, спасает девицу и женится на ней.

Самые яркие моменты в спектакле Анны Моторной — переход от идиллических картин белорусского деревенского быта (дети катаются на санках, играют в снежки, светит солнышко, грядет зимний праздник) к жути мрачных замков (и того, где обитает Надежда, и того, что принадлежит ее опекуну Дуботовку — разумеется, именно он грезит стать хозяином Болотных Ялин). В музыке Солтана эта медленная жуть занимает центральное место — даже увертюра, где обычно композитор старается захватить публику, увлечь ее, тянется долго, звуки негромки, но зловещи. Публика замирает, приведшие на вечерний спектакль детей взрослые приобнимают их за плечи — уже понятно, что зрелище будет как минимум тревожным. А в компьютерной проекции на задник периодически кружат черные вороны и летят тени Дикой охоты (при этом младшее поколение, выросшее на компьютерных игрушках, именно здесь расслабляется и кое-кто начинает показывать пальцем на сцену — о, мама, смотри, как сделано) — у нее есть своя бросающая в дрожь музыкальная тема, которую с увлечением воспроизводит оркестр, ведомый Юрием Караваевым.

В спектакле внятно прорисована и лирическая тема (со всеми этапами развития отношений, без театральной условности в духе "только увидели друг друга — бросились друг другу на шею"), и хроника детективных событий (зритель видит, как главный герой отдает замерзающему приятелю свой башлык, и понимает, почему убийцы перепутали цель, почему в результате нападения погиб именно друг героя, а не он сам). Некоторая неясность ощущается лишь в финале, когда Белорецкий, уже разобравшийся, кто виноват в этих чудовищных мистификациях, окружен толпой врагов — и в книге, и в фильме с вполне живыми всадниками Дикой охоты справлялись восставшие крестьяне, берущие штурмом замок Дуботовка. Там все было понятно — Дикая охота служила не только для того, чтобы сводить с ума Надежду Яновскую, но прежде всего для того, чтобы держать в покорности крестьян, слишком возомнивших о себе после недавней отмены крепостного права (тут история перекликается с другой далекой легендой — французской историей о Жеводанском звере, ставшей фильмом "Братство волка" в 2001 году намного позже создания оперы). В спектакле Моторной ученый этнограф берет по мечу в каждую руку и лично расшвыривает толпу нападающих, что свидетельствует о хорошей физической и боевой подготовке людей науки в Российской империи, но убирает важную для Короткевича тему восстания крестьян. С музыкальной же точки зрения спектакль безупречен — это коллекция выдающихся актерских и певческих работ, в которой особенно впечатляют образы Белорецкого (Владимир Громов) и Дуботовка (Дмитрий Шабетя).

"Щелкунчик"

"Щелкунчик", ставший вторым спектаклем в программе этих гастролей, относится к "золотому фонду" белорусского балета. Валентин Елизарьев, которому завтра исполнится 75, стал главным хореографом в Минске в 26 лет, и свою версию балета Чайковского предложил белорусской публике сорок лет назад. Как известно, из всех сочинений русского классика именно "Щелкунчик" не имеет канонической версии — от постановки 1892 года, сделанной в Мариинском театре Львом Ивановым (автором "белых сцен" "Лебединого озера" в совместном спектакле с Мариусом Петипа), не осталось ничего. Поэтому каждый хореограф в ХХ веке и далее свободен рассказывать историю как угодно — его никто не упрекнет сравнением с оригиналом. Елизарьев в своей версии убрал дом Маши, сбор гостей на рождественскую вечеринку, танцы бабушек с дедушками и озорство мальчишек — все то, что оставалось хотя бы в старом либретто. Теперь у девочки нет (по крайней мере, на сцене) никаких родственников и друзей — она приходит в новогодний вечер к своему крестному Дроссельмейеру, получает у него куклу в подарок и в его же доме ложится спать. При этом кроме самой Маши (Людмила Хитрова) и Дроссельмейера (учившийся в Минске и там же оставшийся танцевать француз Эвен Капитен) остальные действующие лица балета — игрушки.

Заводные куклы с характерными угловатыми движениями приветствуют девочку в доме крестного, механические куклы (испанские, персидские, японские — словом, исполняющие все написанные Чайковским национальные танцы) являются ей во сне. Не только Щелкунчик, но и Король мышей — игрушки. В мире Елизарьева нет никакой опасности в нападении грызунов — это игра, да и только. Каждая из кукол повторяет предназначенные ей движения — и диапазон их не слишком велик. Лишь когда Щелкунчик-кукла (роль которого исполняла Виктория Тренкина) превращается в Принца (Артем Баньковский), начинаются "взрослые" танцы, в свои права вступает виртуозный классический балет. Таким образом, главным героем в этом балете становится не Маша и не Принц, а Дроссельмейер, который больше них присутствует на сцене, больше танцует и распоряжается движениями почти всех действующих лиц.

Он — кукольный мастер и в некотором роде балетмейстер, — так что Валентин Елизарьев поставил новогодний балет о коллеге по профессии. "Щелкунчика" публика практически всегда принимает с восторгом, но в овации после спектакля белорусов были особенно слышны крики "Браво!", несущиеся из лож, где на служебных и неудобных местах разместились студенты московских хореографических училищ — они оценили "фокус на профессии", установленный в этой истории постановщиком.

Какой балет московский Большой театр повезет в Минск через год — еще не ясно. Что же касается оперы, то это, вероятно, будет "Адриена Лекуврер" Франческо Чилеа, которая должна стать первой оперной премьерой сезона 2023-2024. Минск уже с нетерпением ждет этих гастролей. "Для нас принимать у себя Большой театр России — это будет историческое событие, — говорит Екатерина Дулова. — Это новая страница в нашей жизни, но что особенно важно — это новая страница во взаимоотношениях двух театров".

Анна Гордеева