В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

«Дидона и Эней» Генри Перселла в Московской филармонии: Филипп Чижевский и Questa Musica (1 ноября 2022)

1 ноября 2022 в Зале имени Чайковского прозвучит в концертном исполнении опера «Дидона и Эней». На сцене КЗЧ – ансамбль Questa Musica под управлением , а также солисты: (сопрано), Элени-Лидия Стамеллу (сопрано), Юлия Никанорова (меццо-сопрано), Дарья Телятникова (меццо-сопрано), (тенор), Михаил Нор (тенор), (контртенор), (дискант).

В предыдущем концерте абонемента № 2 «Барокко» Чижевский и Questa Musica исполнили ораторию Генделя «Мессия». «Дидона и Эней» (1689) – единственное сочинение Перселла, которое можно назвать оперой в строгом смысле этого слова. Все его последующие работы – «Диоклетиан» (1690), «Король Артур» (1691), «Королева фей» (1692) и «Королева индейцев» (1695) – выстроены в жанре семи-оперы или придворной маски, драматического спектакля с музыкой. Ныне самая знаменитая английская барочная опера предназначалась для исполнения силами воспитанниц женской школы-пансиона – компактная, короткая, скромная по сценическому оформлению. В наши дни оперу «Дидона и Эней» ставят и в формате студенческих отчетных спектаклей, и на больших сценах: в июне 2019 свою постановку представил учебный театр ГИТИС, в декабре 2019 состоялась премьера в Большом театре (дирижер – , режиссер – Венсан Уге). Филипп ЧИЖЕВСКИЙ: «С нотным материалом, если речь идет о Пёрселле, всегда проблемы. Каждый исполняет эту музыку на свой лад, и прочтения, приближенного к тому, что написал Пёрселл, пожалуй, не существует. Мне хочется сделать “Дидону” максимально спокойно, стройно, придерживаясь скромной авторской оркестровки. Хотя перкуссия, может быть, где-то будет отсылать к паттернам популярной музыки XX века». Среди участников концертного исполнения 1 ноября 2022: сопрано Лилия ГАЙСИНА – с 2012 солистка МАМТа; сотрудничает с Московским камерным оркестром Musica Viva, Государственным академическим камерным оркестром России, МГАСО, оркестром Pratum Integrum; меццо-сопрано Дарья ТЕЛЯТНИКОВА – приглашенная солистка Мариинского театра и Большого театра (участвовала в постановках опер «Дитя и волшебство» Равеля, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Дидона и Эней» Перселла и др.); в 2012-2013 – артистка Международной оперной студии в ; с 2012 работает в Пермском театре оперы и балета (с 2021-го – солистка); с 2022 – солистка Нижегородского театра оперы и балета; тенор Сергей ГОДИН – в 2016-2017 солист Московского государственного академического камерного хора под руководством , в 2017-2018 – солист Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского, с 2017 – артист хора musicAeterna, с 2018 – солист Пермского театра оперы и балета; тенор Михаил НОР – с 2016 артист Вокального ансамбля INTRADA под управлением Екатерины Антоненко; сотрудничает с ансамблем Collegium Musicum под руководством в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации), в частности, в 2016-2020 исполнил теноровые партии более чем в 20 кантатах; в 2017 участвовал в мировой премьере оперы «Ариадна» Монтеверди, исполнив партию Рыбака (реконструкция Эндрю Лоуренс-Кинга на Малой сцене Детского музыкального театра им. Н. И. Сац); 20 октября 2022 блестяще выступил в партии Евангелиста в «Страстях по Иоанну» Баха в Зале Зарядье. Филипп ЧИЖЕВСКИЙ – основатель (2008), художественный руководитель и дирижер ансамбля Questa Musica, дирижер Государственной академической симфонической капеллы России (с 2011), приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра России (с 2014). Неоднократно принимал участие в знаковых экспериментальных проектах, связанных со старинной и современной музыкой, в частности, в постановках оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (МАМТ, 2018; режиссер-постановщик – ; Спектакль года в рейтинге «МО» «События и персоны» 2018). В 2021 в Пермском театре оперы и балета участвовал – в качестве музыкального руководителя и дирижера – в постановке «Кармен» (режиссер – К. Богомолов). Обе названные работы были отмечены премией «Золотая маска».

Видео дня

«МО»