Большой театр: сборы и планы 2022/23
Спектакль под названием «Сбор труппы» – событие, скорее предназначенное для внутреннего пользования. Начало сезона, первая встреча всех служб театра – актеров, осветителей, гримеров, администраторов – все со свежими после отпуска лицами, с бодрым настроем на новый сезон. Но поскольку в театре все делается слегка «напоказ», то на этот сугубо домашний праздник приглашаются пресса и гости, а сбор-спектакль ставится с некоторым учетом их присутствия – так было в МАМТ в бытность Урина директором, так же стало в ГАБТ с его приходом.
Встреча открылась ироничным, отчасти веселым и отчасти грустным короткометражным фильмом «Веселая планета Большой», отражавшим события прошлого сезона и настроения в театре. Эпизоды театральной жизни, репетиций и спектаклей, премьера «Лоэнгрина», поклоны Сохиева – многое сейчас смотрится с грустью. Финальные сцены с поклонами премьерных спектаклей шли под песню «Ветер перемен»: «Ветра потерь, разлук, обид и зла, Им нет числа <…> Завтра ветер переменится, Завтра, прошлому взамен, Он придет, он будет добрый, ласковый Ветер перемен».
Подвели итоги «Президиум поредел», – отметил Владимир Урин в начале встречи, состоявшейся 13 сентября. За столом – сам генеральный директор, художественный руководитель балетной труппы Махар Вазиев, председатель попечительского совета театра Андрей Костин и заместитель генерального директора общества «Ингосстрах» Илья Соломатин. Место Сохиева, естественно, пустовало, а вопрос о новом музыкальном руководителе не поднимался. Урин начал свою речь с ошеломляющих цифр (любимое занятие Валерия Гергиева), подводящих итоги прошлого сезона. Большой театр показал 685 спектаклей. Театр посетили почти около 500.000 зрителей. Вышло 9 премьер. «Мы, только начиная с марта этого года, начали заполнять зрительный зал полностью. До этого у нас были ограничения <…> И сборы составили рекордную цифру за это время – 2 млрд 634 млн рублей», – сказал Урин. Традиционно общему собранию были представлены молодые артисты, пополнившие ряды балетной труппы, оперной труппы и Молодежной программы. Председатель попечительского совета театра, глава банка ВТБ Андрей Костин вручил премии артистам, работникам администрации и цехов театра «За выдающиеся достижения в области создания внешней формы спектакля и личный вклад в реализацию творческих планов Большого театра», «За личный вклад и высокопрофессиональную работу на благо театра», «За выдающиеся творческие заслуги в 246-м сезоне». В нынешнем году Попечительский совет в два раз увеличил размер своих премий, которые теперь составляют 400 тысяч каждая. Премии получили 15 сотрудников. Вслед за этим вручались премии от компании «Ингосстрах» – генерального партнера театра. «Ингосстрах» уже второй раз участвует в церемонии награждения артистов. В прошлом году премия спонсора была присуждена премьеру балета Большого театра Артемию Белякову как самому яркому исполнителю проекта «Четыре персонажа в поисках сюжета». В этом году «Ингосстрах», в лице Ильи Соломатина (заместитель генерального директора Андрея Ларкина), вручил награды артистам балета и оперной труппы, хора, музыкантам оркестра, работникам различных цехов театра. Денежные премии в сумме от 150 тысяч рублей до 400 тысяч рублей получили 18 сотрудников. Махар Варзиев особо поблагодарил за финансовую поддержку проекта одноактных балетов «Четыре персонажа в поисках сюжета» (сентябрь 2020) предпринимателя Олега Дерипаску (председатель попечительского совета фонда «Вольное дело», до 2018 руководитель компании «Русал»). В ироничном па-де-де между гендиректором и худруком балета Вазиев заметил, что вообще-то театр объявляет планы в мае, но осенью делает это второй раз – и снова как будто бы впервые)).
Владимир Урин Мхар Вазиев
Объявили планы Открытие сезона, как и все в последнее время, перенасыщено нездоровым символизмом. 247-й сезон открылся 14 сентября оперой Чайковского «Пиковая дама» в постановке Римаса Туминаса (в главных партиях – Юсиф Эйвазов и Анна Шаповалова, дирижер – Константин Чудовский). 15 сентября в Санкт-Петербурге были отменены показы спектакля Туминаса «Война и мир». Директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок объяснил это «техническими причинами». Спектакли Туминаса в Большом – «Катерина Измайлова» Шостаковича и «Пиковая дама» Чайковского – не сняты с репертуара. Спектакль «Война и мир» продолжает идти на сцене Театра им. Вахтангова в Москве, на основной сцене отменена только постановка «Ветер шумит в тополях», которая была запланирована на 17 сентября.
«Пиковая дама» — на пике «Пиковых дам» тоже в последнее время все больше. Большой театр в новом сезоне анонсировал балетное воплощение «Пиковой». Оперная постановка ГАБТ 2007 года сейчас идет на сцене Нижегородской оперы (режиссер-постановщик – Валерий Фокин; режиссер возобновления – Игорь Ушаков; дирижер-постановщик – Дмитрий Синьковский), премьерные показы прошли 16 и 18 сентября. Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье» тоже открыл свой 36-й сезон премьерой оперы Чайковского «Пиковая дама» (дирижер – Павел Бубельников; режиссер – Александр Петров). А. Устинов: «Я обратил внимание, что многие театры сегодня ставят Пиковую даму Чайковского. У Пушкина все как бы закачивается лишь сумасшедшим домом Германа, а Лиза выходит замуж за управляющего. Пушкин создает Германа, который придумал нужный ему мир. Он поверил в него как в реальность и сошел с ума, так как этот мир его обманул, а его самого этого мира просто и нет нигде, кроме сознания Германа. У Чайковского так и не так. Германа захватывает мистическая идея. Он идет только упорно и упрямо к ее воплощению, становясь маньяком, верит в ее истинность. Жизнь становится предметом его охоты и нападения. Герман думает, что его ведет провидение. Маньяк подчиняет своей воле Лизу, заставляет ее стать соучастницей преступления – смерти Графини. Пушкин писал о Германе «Герман с профилем Наполеона и душой Мефистофеля». В итоге у Чайковского гибнут Графиня, Лиза и Герман. И обрушивается мир всей оперы».
Опера. «Демон»… ДЕМОН Проклятый мир! Презренный мир! Несчастный, ненавистный мне мир! Передо мной веков бесплодных Ряд унылый проходит; Властвовать землей наскучило. Без наслажденья я сею зло: Нигде ему не нахожу сопротивленья, И все покорно моему желанью Иль повеленью. Проклятый мир! Презренный мир! Несчастный, ненавистный мне мир! Чем он хорош? Как люди, так же он ничтожен, Повсюду все одно и то ж, Он всюду слаб и ненадежен. Я захочу и разнесу Леса и рощи ураганом, Водой равнины наводню И небо затяну туманом, Огнем подземным растоплю Я горы, скалы и долины Бесхладной лавой затоплю. Все, что пред собой я вижу, Все проклинаю, ненавижу! Все, что пред собой я вижу, Все проклинаю! Все ненавижу Появляется Ангел. АНГЕЛ Не кляни, а люби! И простит тебя тот, В ком любви нет конца, И опять для тебя Он свой рай отопрет! Мхаил Врубель (1856–1910). «Демон Поверженный». Эскиз Первой оперной премьерой сезона 22 декабря 2022 станет «Демон» А. Рубинштейна (1829-1894) – одна из 13 опер композитора, написанная по одноименной поэме М. Ю. Лермонтова, была впервые показана на сцене в 1875. Режиссер – Владиславс Наставшевс. В Большом театре Наставшевс представил уже три работы на Камерной сцене («Искатели жемчуга» Ж. Бизе, 2020; «Маддалена» Сергея Прокофьева, «Испанский час» Мориса Равеля, 2021), «Демон» станет его первой работой на Новой сцене. Дирижер – Артем Абашев. Если работы признанного мастера Владиславса Наставшеса вызывали восторги (постановка «Искатели жемчуга» стала Спектаклем года по версии «МО»), то дирижер Абашев вызывает некоторые сомнения. Больших достижений за ним не значится, разве что работа при Курентзисе в Перми, с последующим – после ухода Курентзиса – вступлением в должность главного дирижера Пермской оперы (2019), а затем громкий уход из театра в 2021-м.
…И другие 29 марта 2023 – премьера оперы Верди «Трубадур» на Исторической сцене. Режиссер – Роман Феодори – недавно дебютировал в Большом постановкой оперы Г. Доницетти «Линда ди Шамуни» (Камерная сцена, июнь 2022). Постановка стала одна из интереснейших на Камерной сцене за последние годы. Дирижер пока не назван. «Трубадур» Верди есть в репертуаре других московских театров – Новой Оперы (2012) и Геликон-оперы (2017). 2 марта 2023 планируется премьера на Камерной сцене – «доглинкинская» опера Алексея Верстовского (1799–1862) «Аскольдова могила» (1835). Режиссер-постановщик – Мария Фомичева. Опера написана по одноименному роману М. Н. Загоскина, который стал также автором либретто. Романтический сюжет основан на русской летописи. «Аскольдова могила» – урочище на правом берегу Днепра в Киеве, где, по преданию, похоронен киевский правитель Аскольд, убитый новгородским князем Олегом. Пвел Свиньин (1787-1839). «Аскольдова могила в Киеве». 1820-е годы Из планов сезона выбыли запланированные постановки Александра Молочникова – «Франческа да Римини» С. Рахманинова и «Флорентийская трагедия» А. фон Цемлинского (осенью 2022 Молочников переехал в США). Эта оперная премьера на Новой сцене должна была стать частью специальной программы, посвященной Сергею Рахманинову в год 150-летия со дня рождения композитора. В юбилейной программе сохранятся вокальные вечера в Бетховенском зале с участием ведущих солистов и артистов Молодежной программы, исполнение Второй симфонии, «Колоколов», «Всенощного бдения» и концертное исполнение оперы «Алеко» (дирижеры – Валерий Борисов, Станислав Кочановский). Закроет 247-й сезон премьера «Беатриче и Бенедикт» – комической оперы Г. Берлиоза. Либретто по комедии Шекспира «Много шуму из ничего» написано самим композитором. Из сложной интриги пьесы Берлиоз заимствовал лишь встречу-столкновение двух упрямцев – Беатриче и Бенедикта, которых, каждого порознь, друзья убеждают, что он любим другим. Постановки опер «Саломея» и «Лоэнгрин», созданные в копродукции с театром Метрополитен-опера, останутся в репертуаре Большого театра. По словам В. Урина, «Лоэнгрин» вернется на сцену в первой половине сезона, до новогодних праздников, а «Саломея» – во второй.
Балет. И здесь — «Пиковая дама» 30 ноября 2022 на Исторической сцене появится возобновленная «Шопениана» М. Фокина (балетмейстеры возобновления Н. Большакова, В. Гуляев). В пару к ней будет исполнено Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса в редакции Юрия Бурлаки (премьера состоялась Большом театре в 2008). 20 апреля 2023 – двухактный балет «Пиковая дама» на музыку П. Чайковского и Ю. Красавина в постановке Юрия Посохова. За последние годы хореограф представил в Большом ряд мировых премьер на музыку И. Демуцкого: «Герой нашего времени» (2015), «Нуреев» (2017), «Чайка» (2021). Дирижировать балетной «Пиковой дамой» будет Антон Гришанин. Отмененный в мае 2022 балет «Нуреев» в режиссуре Кирилла Серебренникова, по словам Урина, сохранится в репертуаре и будет показан позднее.
Дирижеры Должность музыкального руководителя и главного дирижера по-прежнему остается вакантной, после того как в марте 2022 Туган Сохиев принял решение покинуть театр. В следующем сезоне театр – помимо штатных дирижеров Анотна Гришанина, Павла Клиничева и Алексея Богорада – планирует сотрудничать с Артемом Абашевым, Станиславом Кочановским, Константином Чудовским, Дмитрием Матвиенко и др.
Гастроли В сентябре 2022 балет Большого театра отправился на гастроли в Якутск, в феврале 2023 в Казани состоится гала-концерт солистов Большого театра и Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. На сцене Большого театра в новом сезоне выступят Донецкий театр оперы и балета (сентябрь 2022; в рамках фестиваля «Видеть музыку»), Большой театр Беларуси (октябрь 2022), Якутский театр оперы и балета (декабрь 2022) и «Астана Опера» (май-июнь 2023).
P.S. «Ветер перемен» Композитор Максим Дунаевский Поэт Наум Олев Кружит Земля, как в детстве карусель, А над Землей кружат Ветра Потерь. Ветра потерь, разлук, обид и зла, Им нет числа, им нет числа. Им нет числа — сквозят из всех щелей В сердца людей, срывая дверь с петель. Круша надежды и внушая страх, Кружат ветра, кружат ветра. Припев: Сотни лет и день, и ночь вращается Карусель-Земля! Сотни лет все ветры возвращаются На круги своя! Но есть на свете ветер перемен, Он прилетит, прогнав ветра измен. Развеет он, когда придет пора, Ветра разлук, обид ветра. Припев: Завтра ветер переменится, Завтра, прошлому взамен, Он придет, он будет добрый, ласковый Ветер перемен.
Екатерина РОМАНОВА, Андрей УСТИНОВ, «МО»
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм
Запись Большой театр: сборы и планы 2022/23 впервые появилась Музыкальное обозрение.