«Витальность искусства. Современные проявления» – сборник статей ГИИ

Государственный институт искусствознания представил сборник статей «Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика». В книге разрабатывается новая для философии искусства и искусствознания концепция «витальности искусства».

Необходимость введения новой концепции вызвана тем, что для оценки современных произведений искусства – нередко выражающих экзистенциальный тупик, процессы «расчеловечевания», «крик и вопль задушенной плоти» – не всегда может использоваться классическое понятие «катарсис». Гипотеза авторов книги состоит в том, что сегодня более точной оценкой произведения выступает понятие витальности искусства, которое по своему объему превышает понятие катарсиса. Витальность искусства. Современные проявления. Аналитика. Отв. ред. О. А. Кривцун М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. – 256 с. (Серия «Humanitas»)

Всесторонний анализ понятия витальности искусства на материале изобразительного искусства, музыки, литературы, кино ХХ-XXI вв. призван ответить на вопрос, каковы стимулы современного искусства и почему для человека сегодня большое значение имеют произведения, демонстрирующие обреченность, сдавленность, распад – то есть те произведения, которые критики часто торопятся зачислить в разряд антигуманных и негативных. «Сделать по-настоящему негативное искусство невозможно, потому что сам этот процесс позитивен» – задающей тон разговора цитатой английского художника Дэмиена Хёрста открывается сборник. Собственно музыкальная часть представлена в двух статьях сборника: С. И. Савенко «Истоки выразительности музыки и нон-классика. Удержание витальности» и Г. У. Лукина «Живительная энергия музыки. По прочтении Э. Курта, Б. Асафьева, А. Лосева».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм

Запись «Витальность искусства. Современные проявления» – сборник статей ГИИ впервые появилась Музыкальное обозрение.