Кто такие ханты и что мы о них знаем: история, традиции и современные проблемы

О происхождении хантов Как рассказывают исследователи, формирование народа относится к первому тысячелетию до нашей эры. Основой стало смешение северного, таежного населения, для которого был характерен архаичный охотничий и рыболовческий уклад, с пришедшими из южно-таежных и лесостепных районов Западной Сибири кочевых племен. Они принесли на север элементы коневодческой южной культуры. В литературе фигурирует устаревшее название «ханты» – «остяки». Слово происходит от «иштяк», то есть «чужак». Коренные народы Сибири – самоеды – звали их «ярган», от слова «яра», что означало «чужой». Само название «ханты» (ханти, хандэ, кантэк) означает «люди», «человек». У коренных северных народов есть свои легенды о том, откуда вообще появились люди на земле. Одно из таких сказаний повествует об одиноком человеке – Кон-Ики, который жил на небе. Однажды он подумал, что ему нужен еще кто-то, и он сделал этого «кого-то» из глины. Правда, не знал, как оживить. За советом пошел к отцу, тот сказал: «Ты воздух накачай, он оживет». Но когда Кон-ики вернулся, у человека оказались переломаны руки и ноги. На что отец ему ответил: «Человек живет, живет и умрет». Снова остался Кон-ики один. И тут узнал он о Терас–най, которая тоже жила одна. Кон-ики пошел к ней, и стали они жить вместе. «На земле людей вообще не было. Они две березовые ветки сломили, дома положили, потом эти ветки людьми стали», – так заканчивается повествование. Осмыслить происхождение хантов (остяков) пытался известный писатель Еремей Айпин в своем романе «Матерь Божья в кровавых снегах» (о нем расскажем позже). Произведение повествует о трагической странице в истории народа – восстании в первой половине XX века. В романе описана следующая легенда: когда-то угры (ханты и манси) жили на берегу Тепловодного Океана, затем они двинулись на север, почему – никто не знает, но по пути вынуждены были отбиваться от древних и воинственных племен. Чтобы выжить, они разделились на три группы, двинувшись в разные стороны. Вот, как написано об одной из групп, – той, что стала прародителем хантов: «Наиболее выносливая и хладостойкая все продолжала двигаться дальше на север, неся полуденное солнце прямо на затылке. Эти стали называться обскими уграми. Сначала они жили в безлесных степях, а потом заняли всю пойму реки Обь». Уникальный народ Предки хантов проникли с юга в низовье Оби. Они заселили территории современных Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономных округов. Кроме тюменского севера представители этого народа живут в Александровском и Каргасокском районах Томской области. Согласно данным переписи населения 2010 года, в России насчитывалось около 31 тысячи хантов. Большая часть – порядка 60 % – проживают в Югре, около трети – на Ямале, и совсем немного – на юге Тюменского региона и в Томской области. У хантов (остяков) есть свой язык – хантыйский. Вместе с мансийским и венгерским он входит в обско-угорскую группу уральской семьи языков. Хантыйский уникален своей необычайной диалектной раздробленностью. Так, наречия делятся на западную группу (обдорское, приобское и прииртышское) и восточную (сургутское и вах-васюганское), дробящееся, в свою очередь, на 13 диалектов. Ханты – народ особенный и внешне. Они напоминают монголов, но все же имеют характерные отличия. Это, к примеру, разрез глаз и вид черепа. Представители народа низкого роста: мужчины в среднем не выше 160 сантиметров, а женщины – еще миниатюрнее. Обычно ханты имеют темные волосы и глаза, выраженные скулы, короткий, но расширенный книзу нос. Бороды у мужчин растут плохо. Традиции и обряды хантов Традиционными занятиями хантов считается речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), охота в тайге на пушных зверей, лосей, медведей, оленеводство. Как и века назад, большое значение имеет собирательство. Хантыйки занимаются шитьем одежды и обуви. Для этого используют олений мех, замшу, цветное сукно. Изделия украшают бисером. Любопытно, что и сейчас у рукодельниц в ходу остаются традиционные орнаменты: «заячьи уши», «ветви березы», «след соболя», «оленьи рога» и другие. В XVII-XVIII веках ханты были обращены в православие, но сохранили и традиционные верования – в духов, в множественность душ, почитание животных. Особое животное для хантов – медведь. Согласно верованиям, первая на свете женщина родилась от медведицы, а огонь людям даровал Великий Медведь. Но поклонение этому животному вовсе не мешало охоте на него. Добыть медведя всегда считалось большой удачей. Если такое случалось, то все селение ликовало по этому поводу несколько дней. Отдельный ритуал – это освежевание медведя. Шкуру с него сдирали при всех. Голову самца оставляли нетронутой и водружали на передние лапы, на нос клали серебряные монеты, а на пасть надевали специально изготовленный из бересты намордник. Голову медведицы украшали женским платком и бусами. По такому случаю устраивали настоящий праздник – с пиром, песнями и танцами. Традиция Медвежьего праздника сохранилась и до наших дней. Правда, сейчас добывать медведя совсем не нужно. Еще один традиционный праздник хантов – Вороний день (Вурнга хатл). Так коренной народ отмечает Новый год, который начинается весной с прилетом ворон. На священных местах ханты готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются березе. В качестве даров они приносят березе ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки. Кроме этого, каждый год весной во всех национальных поселениях устраивают слет рыболовов и охотников. Самый крупный проводится в деревне Русскинская. Ханты пытаются хранить свою идентичность и уникальность не только с помощью праздников. Есть, к примеру, учебник хантыйского языка, в некоторых школах этот язык преподают. На родном языке пишет стихи известная хантыйская поэтесса Мария Волдина (Вагатова). О своем народе и крае рассказывает в своих произведениях писатель Еремей Айпин. Забытое восстание Самым обсуждаемым романом Еремея Айпина стал «Божья матерь в кровавых снегах». В его основу легла история о восстании хантов и ненцев против советского режима. Эта трагедия описывается крайне скупо. Известно, что восстание случилось в 1933-1934 годах в Остяко-Вогульском национальном округе (центр – поселок Остяко-Вогульск, нынешний Ханты-Мансийск). Эпицентром стал Казымский район. В 1930 году для проведения коллективизации сельского хозяйства было решено строить культбазу близ реки Казым. Задача состояла в том, чтобы «оторвать» бедноту от кулацко-шаманского влияния, развивать советскую культуру среди хантыйского населения. Насаждаемые перемены злили аборигенов этих мест. Они были недовольны вырубкой лесов, лишением избирательных прав шаманов и кулаков, объемами сдачи оленей государству, голодом, принудительным обучением детей. В итоге недовольство вылилось в мятеж. На его подавление в северные края были отправлены каратели. Жертв было немного с обеих сторон, но после арестовали 88 человек: часть отпустили, часть была отправлена в тюрьму, а часть расстреляна. До 90-х годов документы были закрыты. Некоторые исследователи даже называют те события «гражданской войной». Хантыйский блогер Сергей Русскин: «Если язык исчезнет, то и народа не будет» О самобытности хантов и переплетении традиционного уклада с благами, данными цивилизацией, мы поговорили с молодым хантыйцем Сергеем Русскиным. Несколько лет назад он бросил работу нефтяника и вернулся к жизни в лесу. А еще он завел каналы в YouTube и TikTok («Серега Русскин»), блоги в популярных социальных сетях. В них он рассказывает и показывает, как устроена жизнь хантов, традиционные занятия – охоту, рыбалку и собирательство. На каналы подписаны тысячи человек, а просмотры некоторых роликов насчитывают десятки тысяч. — Сначала выкладывал больше для себя, для личного архива и заметил, что это нравится и людям. Они стали оставлять комментарии. Так и принял решение двигаться в сторону полноценного блога. Непривычно было говорить на камеру, – рассказывает Сергей о том, зачем завел блог. Как на ваше увлечение реагировали местные, родственники? — Поначалу отец, когда мы с ним работали или по делам куда-то ездили, был недоволен, что я отвлекаюсь, делал замечания, не понимал, зачем это все вообще надо. А потом его стали узнавать, здороваться незнакомые люди. А сейчас он спокойно реагирует, иногда даже ждет, когда я закончу. Вы живете в тундре, ведете традиционный образ жизни. Какие блага цивилизации к вам все-таки проникли? — Самое основное, что попало в наш быт, – это техника: бураны, снегоходы, машины. Раньше ведь везде пешком, на оленях. Дома спутниковое телевидение, интернет многие проводят. Вот начали переходить на солнечные батареи потихоньку. Но у нас сохраняется наш промысел. Это – охота, рыбалка. И в рыбалке, мне кажется, вообще никаких изменений – рыбачим точно так же, как наши предки. Вероисповедание тоже традиционное. Стараемся не забывать свои культуру, язык. Я считаю, если язык исчезнет, то и народа, наверное, не будет. А вы знаете хантыйский? — Конечно. Сейчас родители с малых лет стараются с детьми на родном языке говорить. Вы работали в нефтянке. Почему вернулись в тундру? — В нефтянке я чуть больше года проработал, тянуло назад. Понял, что не мое это, и вернулся к родителям. Теперь уже у меня своя семья, сыну 2,5 года. Строимся с женой отдельно от родителей. Стойбище свое у нас будет, избушка. Жена у вас тоже хантыйка? — Да. Исключительно из своих искал. Чем же хантыйки лучше? — Я уже давно думал, что буду жить в лесу, не поеду в город. И, чтобы жить в лесу, надо среди своих искать – такую, которая понимает все, знает. Я всегда держался за традиции. Хотя сейчас ведь многие молодые уезжают в город, язык забывают. Ну, это их выбор, их путь. А я хочу сохранить. Поэтому и жена у меня – хантыйка. Блоги будете продолжать вести? — Да. На просторах интернета ведь все остается. Пусть и это будет. Надеюсь, потом будущие поколения наши будут смотреть, знать и хранить традиции. Фото: ФедералПресс/Дарья Сеймовская, из личного архива Сергея Русскина Инфографика: ФедералПресс/Елена Майорова

Кто такие ханты и что мы о них знаем: история, традиции и современные проблемы
© РИА "ФедералПресс"