Марина Лошак: «Есть перспективы показать то искусство, которое прежде никогда не было показано в России»

«Показать искусство, которого в России никогда не видели». Пушкинский музей представит выставки из Мексики, Бразилии, Камбоджи, Индии и других стран вместо европейского и американского искусства, рассказала Business FM директор музея Марина Лошак. Другие музеи пока не спешат раскрывать карты, новые связи еще нарабатываются.

Марина Лошак: «Есть перспективы показать то искусство, которое прежде никогда не было показано в России»
© BFM.RU

«Планы Пушкинского музея были несколько другими, но сейчас мы их пытаемся обновить», — говорит Марина Лошак. Музей, который она возглавляет, всегда был ориентирован на Европу.

Но в условиях антироссийских санкций сотрудничество с крупными культурными европейскими площадками стало невозможным. Музею понадобилось полгода, чтобы принять новую реальность и начать действовать в неожиданном для зрителей направлении. Смотреть не только на Восток, но и в сторону Латинской Америки. «Ограниченность выбора на деле позволила наконец заняться выставками, реализовать которые Пушкинский давно хотел, руки не доходили», — сказала Марина Лошак в интервью Business FM.

Марина Лошак директор ГМИИ имени Пушкина «Мне не нравится слово «вынужденный разворот». Любые развороты, которые происходят в нашей жизни, не вынужденные и не случайные. Конечно, мы были европоориентированы, поскольку это было связано в какой-то степени еще и с нашим собранием, не до всего, конечно, доходили руки. Просто еще один поворот ключа, и больше ничего. Мне кажется, что к этому нужно относиться с готовностью. У нас есть перспективы показать то искусство, которое прежде никогда не было показано в России. И это великое искусство, без которого вообще невозможно понимание о разнообразии цивилизационных достижений. Получили очень благожелательное письмо о сотрудничестве от директора Национального музея Камбоджи. Еще у нас очень подробный и абсолютно конкретный разговор с перуанскими музеями, потому что мы мечтаем показать искусство древнего Перу, выставка которого недавно была в Британском музее, сейчас в Милане. Конечно, Мексика очень богатая и искусством. Кроме древнего мексиканского искусства еще очень интересный мексиканский модернизм».

С руководством Национального музея Мексики у Пушкинского музея давно сложились дружеские отношения, в советский период на Волхонке выставляли мексиканское искусство. А сегодня замаячили перспективы увидеть там мексиканский XX век.

Пушкинский налаживает связи и с Бразилией. Планы грандиозные. Ничего подобного пока не заявляли другие музеи. Опрошенные Business FM искусствоведы говорят, что это как раз связано с тем, что там происходят аналогичные процессы, но обнародовать планы не спешат. Новые связи только начинают нарабатываться. Музеи всерьез боятся спугнуть новых партнеров. Но то, что российские музеи начали обращаться к искусству стран, открытых для сотрудничества, вполне логично, говорит директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева:

Елизавета Лихачева директор Музея архитектуры имени Щусева «Эта тенденция вполне понятна, потому что Россия — это не та страна, которую можно закрыть. То, что европейские коллеги приняли такие решения, — их решение, не наше. Мы в любом случае готовы принимать любые выставки, в том числе из стран, которые считают себя недружественными России. Формально отношения мы не можем поддерживать в силу того, что на Западе существует прямой запрет на работу, вообще на общение с российскими музеями. Неформально люди говорят: «Да, мы все понимаем, но мы ждем, пока изменится ситуация». Если мы говорим про европейские, американские музеи, там все довольно жестко. С Соединенными Штатами мы давно не работаем, с 2006 года. Вещи из государственных собраний перестали возиться. Я полагаю, что во многом ухудшение отношений, как ни странно, связано с тем, что мы перестали обмениваться выставками. Культурный обмен был серьезно заморожен. В Европе ситуация другая, вся эта громкая история по возвращению предметов после начала спецоперации и сложность, связанная с привозом коллекции Морозовых и Щукиных в Россию, — все это сказалось на отношениях. Но неформальные контакты все равно поддерживаются, так ли иначе коллеги все равно общаются. Я надеюсь, что эти неформальные контакты позволят, когда в будущем ситуация нормализуется, быстро восстановить отношения».

Сам Музей архитектуры имени Щусева решил переориентироваться на Россию. Елизавета Лихачева сказала, что видит большой запрос на выставки, посвященные истории архитектуры в российских регионах, поэтому попытки выхода за пределы страны площадке сейчас неинтересны.

Громкая отставка в мире искусства — Дмитрий Озерков уволился с поста заведующего отделом современного искусства Эрмитажа и уехал из страны. Искусствовед проработал в музее 22 года. По словам Озеркова, об увольнении он задумался еще в феврале, после начала российской спецоперации. А окончательное решение принял после июньского интервью директора Эрмитажа Пиотровского. В интервью «Российской газете» тот заявил, что Россия совершает «великие глобальные преобразования», «все мы милитаристы и имперцы» и что война, с одной стороны, — это «кровь и убийство», а с другой — самоутверждение нации и людей.

Озерков написал в соцсетях, что «ушел, потому что не намерен иметь ничего общего с сегодняшней Россией», что с начала марта он не участвует в деятельности музея.