Московский театр отправит зрителя в мясорубку истории
В юбилейный, 40 – й сезон театр «У Никитских ворот» представил премьерный спектакль «Преображение». Психологическая трагикомедия Марка Розовского с первых минут втягивает современного зрителя в мясорубку времени, к размышлению о нынешнем дне из эпохи века Серебряного.
Пьеса «Преображение» была написана Розовским в сложный период пандемии, «когда нельзя было выходить из дома и настроение было препаршивое». Один за другим из жизни уходили его близкие друзья, что спровоцировало к размышлению о теме вечности, любви и быстротечности жизни.
Также спектакль поднимает вопрос взаимоотношений близких людей друг с другом, влиянии эпохи на развитие личности, взглядов и ценностей. Как проводники во времени выступают судьбы трех главных героев – поэта, прозаика и драматурга Валерия Брюсова, поэта Андрея Белого и писательницы и мемуаристки Нины Петровской.
"Я был потрясен трагическими судьбами практически каждого поэта-великана, который творил в Серебряном веке. На их долю выпали страшные исторические катаклизмы, и они почти все погибли в этой мясорубке истории", – признался народный артист России Марк Розовский.
Душевный огонь, неординарность личностей, бунтарство, чувство собственной значимости, а вместе с этим гениальность и неординарность поэтов и несмотря на это все же и они не смогли избежать пресса истории. Пребывая в своем фантазийном мире, творцы с особенной болью воспринимали реальность.
На сцене Розовский устроил настоящую фантасмагорию со стихами, песнями, любовью и печалью, то и дело вкрапляя отсылки к личностям прошлого времени, рассказывая о счастливой и трагичной судьбе русских богемных поэтов.
«Это очень объемный и интеллектуальный театр с огромным погружением не только в непростой Серебряный век, но и русскую культуру. На спектакле аншлаг и по зрительному залу чувствуется сопереживание, проникновение в материал. Если бы до этого Марк Григорьевич мне показал пьесу, то я бы сказал, что это произведение для людей филологического факультета с серьезным запасом знаний. Ведь здесь огромное количество самых разных отсылок для опытного зрителя, логические цепочки, людей с потрясающим знанием русской литературы», - отметил присутствующий на премьере театральный режиссер, народный артист РФ Иосиф Райхельгауз.
"Я не Брюсов, я призрак Брюсова. Я не Белый, я символ Белого", – говорят в самом начале спектакля два поэта, как бы сразу указывая на присутствие доли фантазии в постановке.
Заслуженный артист России Денис Юченков блестяще исполнивший роль поэта Валерия Брюсова отметил, что благодаря «неким отхождениям от классического представления и от классического восприятия личностей люди, которые досконально знают историю, будут слегка шокированы».
«Но с другой стороны, никто не знает до конца, каким был Брюсов в частной жизни", – рассказал Юченков.
В спектакле много не только поэзии, но и метафор, а также мистики. Поэтому четвертый герой – Маска, которую прекрасно исполнил Станислав Федорчук.
У маски много лиц – он рассказчик, дух или дьявол…На чьей стороне Маска, откровенен ли он с героями или он- провокатор, нейтральный персонаж, лишь тот, кто помогает зрителю раскрыть внутреннюю изнанку происходящего – отдано на откуп зрителю.
Артисты рассказали, что сама работа над произведением требовала не только знание материала, но и погружение в литературные труды действующих персонажей, в том числе в их мемуары.
Так, исполнительница роли Нины Петровской, Яна Прыжанкова, героиня которой беззаветно и страстно, на протяжении всей жизни, была влюблена в писателя Андрея Белого, которого блистательно исполнил Иван Арнгольд, рассказала, что "сначала казалось, что это очень далеко и неизвестно, а когда смотришь, это ведь просто люди, которые жили в обстоятельствах, и любили, умирали".
Все герои пьесы «Преображения» умирают – Брюсов от серьезной болезни, Нина покончив жизнь самоубийством, а Белый от «солнечных стрел».
Судьба поэтов – гениев Серебряного века была похожа на крылатый полет птиц, а где здесь «Преображение» и что за эти стоит – ответ каждый даст сам.
В ролях: Яна Прыжанкова, Денис Юченков, Иван Арнгольд и Станислав Федорчук.