Войти в почту

Тереза Дурова: «Поклонная гора – моё место силы»

Жительница Дорогомилова Тереза Дурова – наследница знаменитой цирковой династии. Народная артистка Российской Федерации, режиссёр, художественный руководитель «Театра Терезы Дуровой» рассказала о любимых местах на западе Москвы и грядущих премьерах в своём театре.

Тереза Дурова: «Поклонная гора – моё место силы»
© На Западе Москвы

– Тереза, насколько я знаю, у вас с супругом, писателем фантастом Сергеем Абрамовым, давняя связь с Западным округом столицы.

– Мой муж и его родители жили на Кутузовском проспекте в доме 24. Они получили эту квартиру, как только был отстроен Кутузовский, в 1944 или 1945 году. Это был последний дом, за ним не было ничего, буквально пустое поле. Там Серёжа обитал вплоть до поступления в институт. Позже он часто переезжал, но всегда мечтал вернуться на свой Кутузовский.

Тереза Дурова с отцом, дрессировщиком Ганнибалом Наджаровым. Тереза взяла фамилию матери. Фото из личного архива.

В СОСЕДИ К БРЕЖНЕВУ

– Сегодня вы с мужем живёте именно на Кутузовском проспекте, в Дорогомилове. А как, кстати, вы познакомились со своим супругом?

– Это очень тривиальная история: московский журналист, работающий в «Литературной газете», журнале «Смена» – это были мощные СМИ, молодой писатель Сергей Абрамов по заданию редакции приехал в Петербург, тогда ещё Ленинград. И просто зашёл с приятелем в цирк посмотреть представление. Увидел меня на манеже, наш огромный аттракцион, и ему, как любопытному журналисту, пришла в голову идея сделать репортаж – как же это огромное количество животных, включая слонов, верблюдов, попугаев, лис, куниц, пони, зебр, переезжает из города в город? А уже через 2 года у нас с Серёжей родился сын Артём. Сразу после свадьбы мы жили в Марьиной Роще, тогда там было ещё много деревянных домов. Потом пере ехали в Сокольники – этот район я также застала в его «деревянный» период. Пока были живы родители Сергея, каждую субботу и воскресенье мы обязательно навещали их на Кутузовском, поэтому для меня проспект постепенно становился родным местом.

– Расскажите, когда вы в первый раз оказались на Кутузовском проспекте у родителей супруга Сергея Абрамова, какое сложилось впечатление от этих мест? Там было так же пустынно?

– Нет, что вы – когда я там оказалась, там пустынно уже не было. С Кутузовским проспектом произошла обычная история, как и с любым новым районом, – вы въезжаете в дом, перед вами пустошь. Проходит год – и перед вами выстроилась целая улица. Однажды муж сказал, что хочет вернуться на свой родной Кутузовский, и мы переехали сюда – это был 1976 год – в уже элитарный московский район.

– Что именно было элитарного в Кутузовском проспекте конца 1970-х?

– Жители. В 26-м доме по Кутузовскому проспекту поселился Леонид Ильич Брежнев. Окружение генсека, естественно, тоже начало подтягиваться. Это обычная история – когда есть магнит, точка притяжения. К тому же Кутузовский стал артерией, ведущей на дачи высокопоставленной коммунистической верхушки.

ГДЕ ПРОРАСТАЕТ ЗЕРНО ИДЕЙ

– Какие ещё места в Западном округе Москвы дороги вашему сердцу?

– Поклонная гора. Она прекрасна. От своего дома на Кутузовском проспекте до Поклонной горы я иду ровно 17,5 минуты. Знаю каждый закуток парка и каждый лепесток. Это потрясающее место – в том смысле, что ты находишься в центре и одновременно не в центре. Вокруг гуляет народ, который тебе всегда приятен: мы там уже знаем друг друга, здороваемся, потому что в одно и то же время кто-то выходит погулять с собакой, кто-то позаниматься скандинавской ходьбой. Мне всегда очень нравится возвращаться домой через аллею фонтанов на Поклонной горе, это для меня прекрасный ритуал. Место, где ты напитываешься, где ты отдыхаешь и где заряжаешься энергией.

На той самой скамейке, на которой Тереза любит присесть, возвращаясь домой через аллею фонтанов на Поклонной горе. «Для меня это прекрасный ритуал», – признаётся наша героиня.

– Вами поставлены десятки спектаклей в Театре Терезы Дуровой. А бывало, что творческие замыслы рождались именно во время этих пеших прогулок на Поклонной горе?

– Бывает по-всякому, я же живой человек – всё зависит от погоды, от природы, от того, в конце концов, выспалась я или нет. Иногда мне не хочется думать ни о чём, а хочется просто поглощать солнце, стоять на Поклонке и ни о чём не думать. Новые мысли и новые идеи не могут прийти, если у тебя мусор в голове, если там роится что-то не то. Куда лить чистую воду, если сосуд переполнен вчерашним чаем? Не получится. Надо сначала очистить пространство, а потом уже сеять новое зерно. И ждать, когда оно прорастёт. Когда гуляешь по Поклонной горе, иногда очень даже неплохо прорастает. Плюс всё ещё зависит от того, какую музыку слушаешь по дороге, какие собаки тебе попадаются на пути, злые или добрые. Светит ли солнце, идёт ли снег.

«НА КИНОСТУДИИ «МОСФИЛЬМ» – ШТУЧНЫЕ ЛЮДИ»

– Какие ещё места на западе Москвы значимы для вас?

– «Мосфильм» – это место нашего творческого уединения, как ни странно. Я хорошо знаю историю киностудии, среди моих друзей и знакомых много людей, которые там работали, актёры, режиссёры. В последние годы, когда нам нужно сделать очень сложный спектакль, который требует глубокого погружения, мы уходим в павильоны «Мосфильма» и закрываемся там на полтора-два месяца. Мы – это актёры, музыканты, художники, сценографы, педагоги и, естественно, ваш покорный слуга – режиссёр. В закрытом помещении «Мосфильма» мы создаём свой спектакль. Там намоленное место, я это остро чувствую. Москва вообще пропитана творческой энергией, а «Мосфильм» особенно. Я абсолютно уверена, что, когда создаётся искусство, оно не приходит и не уходит – оно приходит и остаётся там. Остаётся эта энергетика, остаются люди, остаются прекрасные цеха.

– Какие именно спектакли создавались на знаменитой киностудии в Раменках?

– На «Мосфильме» мы репетировали спектакли «Японская сказка. Меч самурая», «Укрощение строптивой», «Тайна волшебного зелья» и др. Там же создавались парики для этих спектаклей. Только там есть потрясающие специалисты, которые в своём деле творят чудеса. Штучные люди. Для спектакля «Тайна волшебного зелья» мы делали маски и парики у тех же мастеров, что создавали маску для Безрукова, когда он играл Высоцкого.

КАК ОБМАНУТЬ САМОГО ЧЁРТА

– Какие ближайшие премьеры ждут зрителя в вашем театре?

– Новый сезон мы открываем 16 сентября премьерой музыкального спектакля для всей семьи «Приключение Тима, или Проданный смех». В основе сюжета – молодой человек Тим, заразительно смеявшийся даже в сложных ситуациях, и таинственный господин Трёч, любитель самых невероятных пари. Попробуйте прочитать его имя с конца, и вы всё поймёте.

Спектакль «Приключение Тима, или Проданный смех». Фото: teatrium.ru

В этой лихо закрученной истории возникший из ниоткуда незнакомец делает Тиму интересное предложение: обменять его звонкий заразительный смех на самую фантастическую способность в мире – выигрывать любое пари! Только лишившись своего смеха, Тим начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что лишь привлекательный фантик без конфеты. Как всегда на своих спектаклях, я буду говорить с подрастающим поколением о настоящих ценностях и опасных иллюзиях. Но это не будет назидательный разговор. Как обычно, у нас всё будет ярко, легко и музыкально. Пару мелодий зрители точно продолжат напевать после спектакля. А в конце декабря в Театре Терезы Дуровой выйдут ещё две долгожданные новогодние премьеры. На Большой сцене – музыкальный спектакль «Царевна Несмеяна», над которым я как раз сейчас работаю. А на Малой сцене в это же время – премьера «Новый год на острове пингвинов» режиссёра Ольги Сидоркевич, создателя легендарных спектаклей «Переходный возраст» и «Букашки. Фантазия!». Как сказал Евгений Миронов (народный артист РФ, художественный руководитель Театра Наций. – Ред.), который часто приходит к нам в театр, он и не ожидал, что можно получить столько положительных эмоций от театральной постановки для всей семьи. Так что приглашаю всех к нам за положительными впечатлениями!