Из темноты к свету: уникальная выставка графики меццо-тинто проходит в Пакгаузах на Стрелке

Из темноты к свету: уникальная выставка графики меццо-тинто проходит в Пакгаузах на Стрелке
© В городе N

Этой осенью выставочный Пакгауз на Стрелке принимает первые масштабные гастроли. В новом культурном пространстве открылся уникальный международный проект «Меццо-тинто: полутона и интонации» (12+), на котором Нижегородский художественный музей представил 300 гравюр из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Выставка поражает воображение не только многообразием работ, но и изысканной техникой их исполнения с плавными переходами от глубокого черного до чистого белого цвета.

По словам куратора выставки, заместителя директора Екатеринбургского музея Екатерины Корнеевой, зал с двумя кубическими павильонами в ажурной конструкции пакгауза как нельзя лучше подходит для демонстрации гравюр. Похожих условий нет ни в одном музее Екатеринбурга, где до настоящего момента представлялись работы из уникальной коллекции.

Пакгаузы — невероятно современное пространство, очень стильное, очень лаконичное, соответствует экспозиционным трендам. Более того, я без преувеличения скажу, что так красиво наши экспозиции еще нигде не выглядели. Это пространство — классический белый куб; такая лаконичность — идеальное условие для демонстрации графики, — отметила Екатерина.

Меццо-тинто — разновидность углубленной гравюры на меди. Изобретателем этой техники считают голландского гравёра-любителя Людвига Ван Зигена, который, хотя и был офицером, отличался энциклопедическими познаниями в области искусств.

В меццо-тинто в качестве матрицы для оттисков используется медная пластина, или «доска», отполированная до зеркального блеска. Она обрабатывается при помощи качалки с лезвием, которое усеяно множеством острых зубчиков. Для гравировки изображения художник использует шабер и гладилку. Первый срезает углубления с поверхности «доски», а второй сглаживает их. После этого художник наносит на медную пластину краску, а затем снимает ее излишки. Более гладкие участки будут на гравюре самыми светлыми, а шероховатые области дадут темные тона и градации серого. Печать выполняется на офортном станке, и на этом этапе не менее важно соблюдать технологию.

В отличие от более традиционных видов гравюры, где художники работают с контурами и штрихами, меццотинтисты «добывают» свет из темноты. Поэтому техника также называется «черной манерой».

До середины XIX века меццо-тинто использовалось для воспроизведения и тиражирования живописных оригиналов, но с появлением современных технологий этот тип печати пришел в упадок. Сейчас «черная манера» развивается как авторское искусство. Поскольку техника очень сложная, трудоемкая и даже элитарная, во всем мире можно насчитать всего около 500 художников-меццотинтистов.

В нижегородском Пакгаузе представлены работы 10 авторов с трех континентов. Эти гравюры художники подарили Екатеринбургскому музею изобразительных искусств. Именно в уральском городе-миллионнике с 2011 года проходит единственный в мире Международный фестиваль меццо-тинто. Всего это масштабное событие повторилось шесть раз. По словам куратора выставки Екатерины Корнеевой, в Нижнем Новгороде представлены 300 работ, и это только пятая часть всего собрания.

Это для нас первый масштабный гастрольный выезд коллекции современного меццо-тинто из собрания музея. Сама коллекция, конечно, гораздо больше: полторы тысячи листов мы к нынешнему моменту собрали. Такая коллекция образовалась, потому что мы проводим совершенно уникальный фестиваль, посвященный всего одной технике печатной графики — меццо-тинто. Нигде в мире ничего подобного нет. Есть биеннале, триеннале, посвященные печатной графике, но, как правило, это какой-то набор разнообразных техник, вплоть до диджитал-арта и оригинальной графики. А другого такого монотематического фестиваля в мире нет, — рассказала Екатерина Корнеева.

Все десять художников, чьи гравюры можно увидеть на выставке, работают с разными темами и образами. Например, англичанин Мартин Митчелл создает реалистические пейзажи, Арт Вергер из США в квадратных ячейках запечатлевает мгновения из жизни мегаполисов и провинциальных городков, а творчество Хашми Аззы из Бельгии с множеством символов и аллегорий ближе к сюрреализму. Но всех гравёров объединяет одно — приверженность «черной манере».

Все они трудятся в единственной технике меццо-тинто. Каждый на свой лад, и даже визуально заметно, насколько у них отличаются экспозиции. У таиландца Бонми Сангхумы крупноформатная графика и очень традиционный подход — много черного, и в этом черном бесконечно много левитирующих объектов, а у японца Микио Ватанабе много белого, и это дает другое визуальное впечатление. Эти художники на мировом уровне обладают очень большим признанием. Все они когда-то побеждали в международном фестивале меццо-тинто, за исключением одного бельгийского художника Хашми Аззы (он участвовал в проекте вне конкурсной программы — прим. ред.), и известны не только в России и Екатеринбурге, а вообще во всем мире, — отметила Екатерина Корнеева.

По словам куратора проекта, за плечами у каждого из авторов по 35–40 лет работы в технике меццо-тинто. Самый молодой из представленных на выставке художников — Томаш Винярски из Польши, которого относят к более младшему поколению меццотинтистов. Уже более 10 лет он работает над графическим циклом «Perpetuum Mobile», где комбинирует техники меццо-тинто и сухой иглы. В его работах нет присущих «черной манере» тоновых градаций, Томаш Винярски умышленно подчеркивает «дорожки» из точек, которые оставляет качалка. Автор создает большеформатные абстракции, состоящие из нескольких оттисков. Завораживающие зрителя разнообразные паттерны в его работах отсылают к циклическим и волновым явлениям.

Сама техника классическая, с момента изобретения в 1642 году существует в законсервированном виде. Это минимальный набор инструментов: качалка, шабер, гладилка и офортный станок, которые как были самыми надежным инструментарием для меццотинтиста, так и продолжают им оставаться. Но, как вы видите, художники экспериментируют. Наш Международный фестиваль предлагает для участников открытых конкурсов несколько номинаций, и одна из них как раз поощряет художников, которые работают в альтернативной манере. Поскольку сейчас меццо-тинто — одна из разновидностей авторского эстампа, здесь могут быть совершенно разные нетрадиционные подходы, — рассказала Екатерина Корнеева.

Напомним, что пакгаузы были частью главного павильона Всероссийской промышленно-художественной выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде в 1896 году. В начале XX века металлические конструкции перенесли в грузовой порт на Стрелке, где они использовались как каркас для складов. Дальнейшая история пакгаузов — уникальный пример сохранения и переосмысления наследия прошлого. «Кружевные» конструкции обнаружили в 2015 году, а через четыре года в них прошли первые культурные события — фестиваль аудиовизуального искусства INTERVALS, международный фестиваль искусств «Стрелка», а также вручение государственной премии в области современного искусства «Инновация». Пакгаузы реконструировали по проекту бюро «СПИЧ» в рамках инфраструктурной программы «Город 800». В одном из них оборудовали концертный зал, в другом — галерею, где реализует свою экспозиционную программу Нижегородский государственный художественный музей. 3 июня здание открыли выставкой «Точка сборки» (7+), посвященной истории сохранения этих построек.

В минувшие выходные посетителям экспозиции «Меццо-тинто: полутона и интонации» в Пакгаузе выпала уникальная возможность принять участие в кураторских экскурсиях и увидеть сеанс демонстрационной печати. Весь технологический процесс — от подготовки медной «доски» до появления свежего оттиска — показала художница Марина Корнеева. Она является одним из инициаторов Международного фестиваля меццо-тинто и дизайнером Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Гости выставки могли не только увидеть «рождение» гравюры на офортном станке, но и своими руками пощупать шероховатую медь после закачки. Марина Корнеева признается, что ее творческий путь в меццо-тинто начался с университетской дипломной работы.

Мне в то время очень нравилась музыка Дживана Гаспаряна, и у меня в голове был образ глубокого черного пространства, из которого что-то светлое получается. Для дипломной работы надо было выбрать печатную технику. И вдруг мой преподаватель говорит, что есть такая техника, но он ей не владеет. Мне очень повезло, что у нас в Екатеринбурге оказался художник Владимир Галеев, который в молодости занимался меццо-тинто, — рассказала художница.

Хотя времени на воплощение замысла было очень мало, девушка успела обучиться нужным навыкам и сделала свою первую гравюру в «черной манере». Результат ее полностью заворожил. В 2007 году у сестер Марины и Екатерины Корнеевых возникла идея фестиваля меццо-тинто, а воплотить ее удалось через четыре года. Так и начался сбор коллекции, часть которой сегодня можно увидеть в нижегородском Пакгаузе.

Кроме этого масштабного проекта, у НГХМ и Екатеринбургского музея изобразительных искусств запланирована большая программа обменов выставками.

Во-первых, в 2023 году Екатеринбург отмечает 300-летие, в связи с этим ведущие региональные музеи страны, в частности нижегородский, будут представлять у нас в качестве подарка горожанам свои титульные коллекции. У нас же запланировано как минимум три выездных проекта. Это наша прекрасная коллекция русского авангарда, которая недавно вернулась с очередного международного гастрольного тура. Также мы покажем выставку наивного искусства и работы Миши Брусиловского — это одна из ключевых фигур в художественной жизни Екатеринбурга. А у себя мы ждем выставку русского импрессионизма из Нижнего Новгорода, — отметила Екатерина Корнеева.

Увидеть гравюры в технике меццо-тинто, представленные в Пакгаузах, можно до 27 ноября.