«Ты выше всех, ты мудрее всех! Ты – Человек!» «Материнское поле» в Арт-кафе театра им. Е. Вахтангова

В Арт-кафе в Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова премьера спектакля по мотивам повести Чингиза Айтматова «Материнское поле» в постановке Натальи Ковалевой. Около 30 лет она проработала на Таганке, а в театре Вахтангова создала один из самых пронзительных спектаклей в репертуаре – «Наш класс» Т.Слободзянека, а также осуществила сложную для сценического воплощения хронику Лескова «Очарованный странник».

«Ты выше всех, ты мудрее всех! Ты – Человек!» «Материнское поле» в Арт-кафе театра им. Е. Вахтангова
© Мир24

И, похоже, Ковалева не боится сложных произведений. Еще одно тому доказательство – выбор повести Чингиза Айтматова. В своих произведениях писатель, родившийся в Кыргызстане, поднимает непростые проблемы окружающего мира, да и герои его, как правило, оказываются в сложных ситуациях.

«Материнское поле» – отправная точка, когда автор становится на рельсы холодного реализма. В центре внимания – судьба одного человека, но который представляет собой весь народ. Это история о кыргызской женщине, но на самом деле национальность здесь не имеет никакого значения. Мы видим мать, которая безмерно любит своих сыновей и желает им счастья, но проклятая война отнимает их. Дочкой становится невестка, но и той не суждено долго жить. Так что же в этой жизни самое главное? Любовь и сама жизнь!

«А человек завидует муравьям. Они могут спокойно делать свое дело…»

Великая Отечественная война забрала много людей, но вместе с тем жизнь продолжается. «Крепись, мамаша, не сдавайся!» Это очень трогательная история, посмотрев которую, понимаешь, что чтобы ни случилось, самое главное – жить! Потому что самое страшное – это смерть, а все остальное можно стерпеть и преодолеть. Все можно изменить, нельзя только вернуть человека, которого уже нет в живых.

Пространство Арт-кафе было выбрано неслучайно. Здесь нет «четвертой стены», что позволяет актрисам выстроить более доверительный разговор. Но в то же время предложенные до начала спектакля блюда и напитки после начала действия так и останутся на столах, потому что не до этого как-то уже получается. Хлеб насущный уходит на второй план, на первом оказывается человеческое горе.

«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится…»

На сцене всего две актрисы: Толгонай играет Лидия Константинова, а Алиман – Дарья Щербакова. Обе отражают богатый женский внутренний мир и тяжелую женскую долю. В спектакле звучат народные песни. И кажется, что наружу вместе с исполнением вырывается такая сила духа, которую ничем нельзя сломить. Но так ли это?..

И как же надо любить, чтобы, потеряв самое дорогое, не озлобиться? Война – она везде война: и на фронте, и в тылу. Как пережить бессонные ночи в ожидании сыновей и мужей? И как принять тот факт, что твой дом уже никогда не наполнится голосами близких и родных людей?

Каждый новый день – это борьба за жизнь. И победит только сильнейший… А в чем эта сила и как ее не растерять? Вот в чем вопрос. Может быть, в любви? Во внутреннем стержне, который невозможно сломать? В ежедневном труде и заботе о других, а не о себе? Невестка жалеет мать, считая ее безмерно одинокой. Но любящая женщина никогда не будет одинокой. И всю эту историю она рассказывает внуку, которого заботливо растит. И нет для нее никакого значения, родной он или чужой. Есть только одно – жизнь! И это главное.