За кулисами праздника. Корреспонденты увидели «изнанку» чудес Большого Московского цирка

Поход в цирк – всегда праздник. В том-то и состоит великое и древнее цирковое искусство, что мы становимся свидетелями чудес, порой даже не задумываясь о том, что подлинные чудеса творятся людьми. То, что видят зрители, – лишь вершина «айсберга». За волшебством скрываются не только талант и вдохновение, но ещё и труд, дисциплина и технологии. Как творится «волшебство» в Большом Московском цирке, узнали наши корреспонденты.

За кулисами праздника. Корреспонденты увидели «изнанку» чудес Большого Московского цирка
© Вестник района Гагаринский

Цирковой комплекс на проспекте Вернадского, д. 7, – даже не отдельный мир, а целая Вселенная со своими законами, тайнами и правилами. Чтобы окунуться в неё, мы прошли длительный инструктаж по технике безопасности, ибо каждый неосторожный шаг может привести к непоправимым последствиям. Цирк – это даже не отлаженный, насыщенный «магией» механизм, а живой организм, в котором работает пресловутый «эффект бабочки». С гендиректором Большого Московского цирка Эдгардом Запашным мы встретились у репетиционного манежа. По кругу скакали прекрасные кони, для них тренировки – дело привычное. Скоро репетиция, и у Эдгарда Вальтеровича времени в обрез. Однако народный артист России не отказался показать нам самые интересные места закулисья.

«Наш цирк – самый большой в Европе. На протяжении нескольких десятков лет он был самым большим в мире, пока китайцы у себя не построили два цирка больше нашего. Тем не менее Большой Московский и на сегодняшний день остаётся самым технически оснащённым цирком на планете», – рассказывает Запашный.

СОЛЯРИЙ ДЛЯ ЛОШАДОК

Первое место посещения – конюшня. Цирк как искусство, собственно, начинался с лошадей, которые и определили диаметр арены – 13 м.

«Конюшня была недавно полностью обновлена, – поясняет Эдгард Вальтерович. – Здесь круглосуточно находятся люди. Всего у нас более 30 лошадей. Основная проблема заключается в том, что те нормативы по содержанию животных, которые были определены в советское время, теперь оставляют желать лучшего. Те помещения, которые у нас есть, требуют увеличения». Во внутреннем цирковом дворе планируется устроить большой, накрытый куполом атриум, где появятся всесезонные пространства для животных. Гендиректор показал необычное место – солярий для лошадей. Здесь нежится молодой конь Граф. Специальные ультрафиолетовые лампы восполняют животным недостаток витамина D. Плюс к тому солнечные ванны помогают четвероногому артисту накопить энергию перед представлением, да и прос то способствуют хорошему тонусу.

«КОТИКИ» С ЗУБКАМИ И КОГОТКАМИ

Животные в цирке – это полноценные артисты, им нужны комфортные условия, в которых они могут полноценно отдохнуть после спектакля. Но здесь не забывают, что они всё же остаются зверями – со всеми прилагающимися инстинктами. Именно поэтому в местах, где четвероногие живут или хотя бы передвигаются, соблюдается особый режим. Вольеры для хищников расположены в нескольких помещениях цирка. 14 тигров и 3 льва – команда немаленькая, и каждому «котику» необходимо обеспечить достойные условия для житья. Плюс к тому – щадящие методы жизне обеспечения.

«Если у животных появляются какие-то проблемы, мы способны взять у них кровь на анализ или обработать рану (они, бывает, между собой дерутся) без применения усып ляющих средств», – говорит Запашный.

Не надо забывать, что артисты в прямом смысле слова львиную долю времени посвящают репетициям. Отработка трюков и взаимодействия с партнёрами требует титанического труда, но большие кошки с проспекта Вернадского – профессионалы, поэтому для отработки всех элементов им достаточно часа-полутора занятий в день.

ДРУЗЬЯ – НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА

В цирке даже выделено помещение под «пенсионный фонд». Там живут возрастные собаки, а также другие животные, которые уже отслужили своё на арене и теперь наслаждаются заслуженным отдыхом. Особое внимание здесь уделяется и молодняку, ещё только готовящемуся покорить сердца зрителей. Своя квартира есть и у нового жильца цирка, шимпанзе Гермеса. Юный примат сейчас уже вовсю репетирует, готовится стать «звездой», а для жилья обезьяне оборудовали помещение класса люкс. Здесь есть спальня, игровая комната, имеется даже индивидуальная душевая.

«Факт, что и Гера, и я родились в одном городе, Ялте. Может быть, и поэтому в том числе у нас хороший контакт и он меня уважает», – признаётся Запашный.

У Гермеса есть приятель, пёсик породы бигль Джун. Они сдружились почти сразу, между ними возникла, как принято говорить, «химия». Самое лучшее время для двоих – совместные игры. Получается, собака может стать лучшим другом не только человека. Но здесь есть своя особенность: отношения между Герой и Джуном совершенно равноправные. Слоновьи нежности Своя – и очень даже немаленькая – квартира имеется у слонихи Николь. Она тоже из начинающих артисток, и, судя по прогрессу, очень даже перспективная. Пока Николь не исполнилось и 6 лет, по слоновьим меркам она ребёнок, но девочка многое умеет, да к тому же отличается дружелюбным характером. К Эдгарду Вальтеровичу она относится как к своему папе и всегда радостно на весь цирк трубит, когда он приходит. Изначально нрав Николь был не очень, ибо родилась слониха в зоопарке, росла в тесноте. Но правильный подход и грамотные методики способствуют становлению настоящей артистки.

«Нашлись псевдоэксперты, – вспоминает Запашный, – которые заявляли, что слониха у нас умрёт через два месяца. Якобы её в цирке будут истязать и голодом морить. Прошло полтора года, и Николь здравствует, готовится к выходу на арену. Все нападки на цирк в большей степени несправедливы, они только нагнетают обстановку, создают враждебную атмосферу. Характерно, что теперь эти «специалисты» про Николь даже и не вспоминают – потому что им нечего говорить».

Ввести слона в новый для него мир – задача не из простых. Помогали опыт и знаменитые коллеги.

«Я консультировался и приглашал на мои репетиции представителей самой известной динас тии, работающей со слонами в нашей стране, Корниловых. На протяжении нескольких месяцев у нас работал народный артист России Сарват Бегбуди, который большую часть своего творческого пути работал со слонами», – говорит Эдгард Вальтерович.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ

Цирку на Вернадского уже более полувека, и остаётся поражаться гениальности проектировщиков и самоотверженности строителей, создавших шедевр, способный удивить решениями даже детей цифрового века. Стройка началась ещё в 1964 году, а официальное открытие состоялось 30 апреля 1971 года. Руководили проектом архитекторы Ефим Вулыха и Яков Белопольский. Непосредственным строительством занимались 10 строительных управлений. Стены будущего цирка возводились на большом пустыре Воробьёвых гор, у русла реки Кровянки. Уже только одно оформление здания сделало его запоминающимся для будущих зрителей. Здание выполнено в стиле художественного функционализма. Основа купола – 24 металлические складки с консолью, каждая из которых весит 30 т. Площадь здания сос тавляет 3 тыс. кв. м, высота – 31 м. Служебные помещения цирка полностью скрыты в стилобатной части, а горожанам предстаёт остеклённый по всей окружности шатёр под складчатым куполом. Зрители попадают в зал с промежуточного и верхнего ярусов вестибюля через входы, которые расположены намного выше манежа. Такое решение поз волило организовать четыре отдельных выхода на манеж для артистов и животных.

КОСМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

У Большого Московского цирка имеется своё техническое «сердце». Оно расположено под основным манежем. Проект цирка включал ряд технических новшеств, а именно: четыре киноустановки, ксеноновые прожекторы, динамики в спинках кресел, но главным, можно сказать, революционным решением стала система сменных манежей.

«В нашем цирке пять манежей – конный, ледовый, водный, иллюзионный и световой. Они меняются за промежуток времени от 2,5 до 7 минут. Характерно, что это полностью отечественная разработка», – рассказывает Запашный.

Идея конструкции сменных манежей принадлежала инженеру Георгию Хромову. Первоначально такая система подъёма была сооружена для ракетного комплекса «Тополь», и до конца 1990-х годов она находилась под строжайшей секретностью. Такие же системы были сделаны в Минске и Баку, но сейчас там они не работают. Оборудование Большого Московского цирка вполне работоспособно. Но всё же ему уже более полувека от роду, и оно действительно нуждается в серьёзном обновлении.

ГЕННАДИЙ МИХЕЕВ