Человеческие головы и огромное яйцо на сцене: рассказываем, каким будет спектакль “Годунов” в театре кукол

2 сентября пройдет премьера спектакля «Годунов» в Челябинском театре кукол имени Вольховского. Впрочем, из «кукол» на сцене будут только бутафорские головы из папье-маше с магнитами – актёры не будут прятаться за привычной ширмой. Белорусский режиссер Александр Янушкевич работает с труппой этого театра впервые, он уже несколько лет хотел поставить спектакль по «Борису Годунову» Пушкина, однако пандемия и ремонт здания театра затягивали планы. И вот, наконец, до премьеры остался один день. «Хорошие новости» побывали на одном из финальных прогонов. Декорации минималистичны и не меняются: серые стены на сцене в тон новым серым стенам в театре. Герои – не абы кто, а бояре – выкатывают в центр огромное белое яйцо, которое остается там до конца спектакля и служит центром притяжения внимания и действия. Его переворачивают, за ним прячутся, через него прыгают, как через козла, на нем лежат и даже стоят – а конструкция выглядит хоть и внушительно, но не слишком безопасно. – Изначально это вообще не яйцо, а нарративное обозначение «лобного места», важного места, где все происходит. Некая условность, образ, – поясняет задумку режиссер Александр Янушкевич. По ходу действия на сцену в прямом смысле летят человеческие головы – полторы сотни голов из папье-маше: большие, маленькие, грустные, улыбающиеся, злые. По словам бутафоров-декораторов, 154 штуки они изготовили примерно за полгода. Когда зритель успевает оценить декорации и реквизит, его внимание переносят на главных героев – Бориса Годунова и Григория Отрепьева (Лжедмитрия I). У Пушкина антагонисты не пересекаются друг с другом ни в одной сцене, и в спектакле Александра Янушкевича их играет один актер – Александр Малышев. За короткое время он преображается из зрелого правителя в юного монаха и обратно. С безумным взглядом царь Годунов кричит зрителям: «Кто ни умрет, я всех убийца!». Проходит немного времени, и безумие в глазах актера совсем иное – это влюбленный мальчишка Гриша объясняется с Мариной Мнишек. На прогоне у Александра меняются лишь человеческие маски, которые он держит в руках, а костюм остается одним на всех. Однако на премьере режиссер все же планирует переодевать персонажей. Готовясь к спектаклю, актеры перечитали произведение Пушкина и ознакомились с биографией самого Годунова. Александр Малышев, исполняющий главные роли, слушал лекции о Годунове и Лжедмитрии, чтобы лучше погрузиться в атмосферу времени и характеры персонажей. Но часть монологов и диалогов из спектакля убрали, заменив их молчаливыми, но динамичными сценами: актеры танцуют, играют в волейбол бутафорской головой и «в тычки» (когда нужно ножом или кованным гвоздем попасть в кольцо или несколько колец, лежащих на земле; по одной из версий, именно во время этой забавы убили царевича Дмитрия). Над пластикой с актерами работал хореограф из Петрозаводска Александр Козин. – Современный театр кукол отошел от идеи исключительного взаимодействия «кукла-артист», сейчас много спектаклей, где артист в живом плане. Теперь они не спрячутся за ширмой, они на первом плане и тоже должны быть пластичными, – объясняет Александр Козин. Актер Артем Чистяков, играющий человека из народа, согласен с хореографом: он работает в кукольном театре четвертый год, но считает себя таким же актером, как в драматическом театре. – Раньше все прятались за ширмой, а сейчас надо еще и владеть своим телом. Но нас всему учат, это несложно. Вот висеть на стене тяжело. Сначала были мозоли на руках, на спине шесть синяков. Но это все равно очень весело! Привыкаешь и все становится легко, – признается «Хорошим новостям» Артем Чистяков. Увидеть постановку о борьбе за власть и роли народа, который «безмолвствует», можно уже завтра – премьера состоится 2 сентября в 19:00 в Челябинском театре кукол имени Вольховского (ул. Кирова, 8). Также показы пройдут 3 и 4 сентября в 18:00 и 8 и 9 сентября в 19:00. Спектакль идет 1 час 30 минут без антракта, ограничение по возрасту 16+. Напомним, ранее «Хорошие новости» рассказывали, как юных южноуральских театралов учили исполнять роль крыла лебедя, «лепить» из рук и выражать эмоции в маске: в лесу под Кыштымом прошел театральный семинар. Кроме того, публиковали фоторепортаж с кукольного спектакля, который подростки показывают на улице, возя свой “балаганчик” по всей России.Кстати, у нас есть телеграм-канал Челябинский Ингалятор — подписывайтесь, чтобы читать еще больше хороших новостей

Человеческие головы и огромное яйцо на сцене: рассказываем, каким будет спектакль “Годунов” в театре кукол
© Хорошие новости