"Глубина резкости" может привлечь турпоток во Владивосток - авторская рецензия
Выставка фотографий, признанных лучшими в конкурсе «Глубина резкости», проходила в очередной раз в залах Приморской государственной картинной галереи на Партизанском проспекте, 12 во Владивостоке. Фотоконкурс действует шесть лет, родился как краевой, но достаточно быстро перешел в статус Дальневосточного. Организатор – Приморский краевой центр народной культуры. По условиям конкурса на него принимаются фотографии, сделанные на территории Дальнего Востока. Это и стало залогом привлечения внимания авторов из разных регионов, в том числе, и из центральной части страны, и из-за рубежа. Так, в 2020 году в финале оказалась фотография, сделанная автором из Германии. Нужны ли такие конкурсы Приморью? Однозначно – да. Фотография кажется слишком доступным средством самовыражения. В современном мире любой человек может что-либо «нащёлкать», тем же смартфоном. Но если говорить о фотографии как о виде творчества, намеренно не применяю слово «искусство», чтобы не замыливать понятие, то для роста авторов, и, что важно – развития зрительского вкуса, конкурсы необходимы. В этом году конкурс «Глубина резкости» сделал скачок в качестве. Результат был виден на финальной выставке – он порадовал и подтолкнул к мысли, что поступательные движения все же дают результаты – конкурс растёт. В чем причина? Вырос ли уровень мастерства авторов или в этом году подобралось более профессиональное жюри? Судить не буду, интересен сам факт, ведь в любом случае результат положительный. На выставке представлено много красивых дальневосточных видов. И тут стоит вспомнить, что Владивосток является столицей Дальневосточного региона, и как бы претендует на звание и культурной столицы тоже. Если это действительно так, то сбрасывать со счетов развитие жанра фотографии нельзя ни в коем случае. Фотография важна как возможность творческой реализации для многих жителей Приморского края, в частности, и региона в целом. Фотоизображение, при определённом мастерстве автора, может иметь ценность и как формы представительской. На выставке было немало снимков, показавших, в том числе, красоту места, привлекая к нему внимание. И как следствие – желание увидеть красоту воочию. Стоит всё же признать, что люди, тратящие немалые силы, чтобы сделать снимки, особенно природные, часто в труднодоступных местах, и показывающие их миру, делают немало для привлечения туристического потока в регион. То есть они фактически работают магнитом на развитие туристического потенциала местности. Вывод напрашивается сам – фотографию в крае стоит развивать, вкладывать ресурсы в развитие и рост конкурсантов. Чем вкладываться? Давать возможность конкурсам жить, организовывать фотовыставки, поощрять само фотографическое движение. Я поговорила с сотрудниками картинной галереи на Партизанском проспекте о том, интересует ли зрителей фотовыставка «Глубина резкости». Да, говорят, люди приходят. «Видно, когда собираются фотографы, они очень живо обсуждают работы. Мило наблюдать, когда родители приходят с детьми и поднимают их на руки, давая возможность лучше рассмотреть изображенные сюжеты», – говорят в галерее. О конкурсном жюри хочется сказать отдельно. То, что в этом году, жюри, отмечу, состоящее из профессионалов, приняло решение не присуждать первое место ни одной из фотографий, поступивших в номинацию «Портрет», – хорошая новость. Говорю это без тени сарказма. Потому что решение это выглядит честным. И тем радует. Жанр «Портрет» в конкурсе действительно «проседает». Не любое лицо, снятое крупным планом, может претендовать на право быть представленным в выставочном пространстве картинной галереи, и любом другом. Над портретом надо работать, и во многом это работа постановочная, а не мимоходом отснятая в репортажке. Нам стоит поблагодарить жюри и поздравить организаторов фотопроекта с их таким решением. Когда за средненько выполненную работу не гладят по головке, а честно, глядя в глаза, говорят правду, это означает только то, что у конкурса есть потенциал. Для роста критика необходима. И провалы – это нормально. Опасно, когда серость выдают за шедевры, вот тут, действительно можно зайти в тупик. Возможно, в результате такого решения жюри в последующие годы на конкурсе появятся и авторы-портретисты, которые будут расти в жанре и смогут предоставить на проект достойные, интересные фотопортреты. Хочется в это верить. Отличное решение приняли организаторы, историю в этом году расширив. Из поступивших на «Глубину резкости» конкурсных работ, достаточно высоко оцененных жюри, но по баллам не вошедших в список номинантов и не попавших на главную выставку, они сформировали экспозицию в выставочном зале Приморского центра народной культуры. Выставка названа «Глазами Арсеньева», её посвятили 150-летию путешественника, исследователя и писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева. Что называется – удачно сошлись звезды. Был повод – значимая дата, и были отличные фотоснимки, сделанные на территории Приморского края приморскими же авторами, живущими, в основном, в глубинке: в посёлках Славянка и Шкотово, Трудовое, Ливадия и Терней, селе Покровка, и в городах тоже – в Находке, Уссурийске, Владивостоке. И работа автора из Хабаровска – здесь Арсеньев тоже бывал и работал. Выставка получилась очень тёплой, действительно Приморской, ведь, снимали фотографы в местах, где, возможно, Арсеньев тоже проходил в своих экспедициях. И если выставка «Глубина резкости» в картинной галерее уже завершилась, то на выставку «Глазами Арсеньева» ещё можно успеть сходить. Она открыта до 18 сентября. Вход свободный. Адрес выставочного зала Приморского краевого центра народной культуры: Владивосток, ул. Пушкинская, 25. Зал работает ежедневно с 10.00 до 18.00. Рецензент Ирина Павленко, культурный обозреватель Окончила Владивостокское художественное училище по специальности «Художественное оформление». Освещает культурные мероприятия Дальневосточного региона. Публикации на информационном портале DEITA.RU, в журналах «Дальневосточный капитал», «Русский мир». Отмечена Благодарностью Приморской краевой филармонии за помощь и поддержку в освещении филармонической деятельности и популяризацию классической музыки в концертном сезоне 2017-2018.