Войти в почту

В Нижнем Новгороде представили 300 работ, выполненных в редкой технике гравюры на меди

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 30 августа. /ТАСС/. Выставка "Меццо-тинто: полутона и интонации", на которой представлено 300 современных гравюр, выполненных в так называемой черной манере (меццо-тинто), открылась во вторник в выставочном пакгаузе на Стрелке в Нижнем Новгороде. Работы входят в собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

"Такой коллекции нет нигде. Подобные вещи есть, но они разрозненны по разным микрособраниям, потому что художников меццо-тинто мало, они разбросаны по всему миру и такого события, которое объединяет их вместе, больше нет, кроме нашего фестиваля (Международный фестиваль меццо-тинто проводится в Екатеринбурге с 2011 года - прим. ТАСС). Соответственно, у нас самый широкий круг взаимодействия, круг знакомств. Мы сформировали большое околофестивальное движение и сейчас многие художники передают [работы] в собрание музея. То есть не просто единичные работы, а целые большие собрания", - рассказал ТАСС директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин.

По его словам, уникальность собрания в том числе в его системности. "Потому что большого собрания современного меццо-тинто нет. Есть в Эрмитаже, в ГМИИ коллекции XVIII-XIX веков, но в современной повестке собрать таких художников тяжело, я бы даже сказал, повторить это невозможно", - добавил собеседник.

Корытин рассказал, что такая разновидность гравюры редкая из-за ее сложности. Чтобы создать одно произведение, уходит очень много времени, поэтому создается небольшой тираж гравюр. Также высока цена ошибки, так как работа ведется с металлом. "Меццо-тинто - маленький тираж, долгая работа, огромные трудозатраты, цена ошибки, потому что это металл, - высока. Все сложно. За такие вызовы берется узкий круг людей", - объяснил директор музея.

Современные авторы

На выставке представлены работы десяти современных авторов - от Аргентины до Японии. "У нас собраны авторы, которые добились всемирного признания и уважаемы не только за меццо-тинто, но и в печатной графике и гравюре. Это современные авторы ныне живущие", - рассказал Корытин.

В выставочном пакгаузе ценители графики смогут увидеть сюрреалистические композиции Марка Фризинга и Хашми Аззы, полуабстрактную обнаженную пластику Ги Ланжевена, масштабные динамические беспредметные композиции Томаша Винярски, символический реализм Деборы Чапман, утонченный натурализм мира флоры и фауны Микио Ватанабе, так называемую дзен-ботанику Бонми Сангхума, городские виды и истории из частной жизни жителей американских мегаполисов Арта Вергера, английские ландшафты и достопримечательности в классических пейзажах Мартина Митчелла, а также натюрморты Эрлинга Вальтюрсона.

Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин на открытии выставки отметил, что она является своеобразным продолжением августовского фестиваля графики в Нижнем Новгороде. "Для нашего города эта выставка, бесспорно, станет событием, поскольку меццо-тинто в собраниях художественного музея в Нижнем Новгороде практически нет. Да и в мире подобных работ в таком количестве на одной площадке можно встретить крайне и крайне редко", - сказал Жукарин.

О пакгаузах

Пакгаузы на нижегородской Стрелке представляют из себя металлические ажурные конструкции. Это сохранившиеся до наших дней части главного выставочного павильона Всероссийской промышленно-художественной выставки, которая проходила в Москве в 1882 году и в Нижнем Новгороде в 1896 году. Подобных объектов в России больше нет. Пакгаузы признаны объектом культурного наследия.

К 800-летию Нижнего Новгорода объекту культурного наследия вернули исторический облик - пакгаузы очистили и отреставрировали. В 2021 году начали строить концертный зал и галерею. Особенность проекта в том, что здания зала и галереи аккуратно встроены внутрь металлических конструкций и никак не нагружают их.