Музей городской скульптуры Санкт-Петербурга отмечает 90-летие
Пять Ломоносовых и тридцать Пушкиных – музей городской скульптуры Санкт-Петербурга отмечает 90 лет со дня основания. В его фондах находятся уменьшенные копии многих знаменитых памятников. Корреспондент «МИР 24» Ирина Мокрецова осмотрела экспонаты и сравнила с оригиналами.
Вера Рытикова работает в Музее городской скульптуры больше 40 лет. Сначала была экскурсоводом. Теперь – главный хранитель. Лучшее нее про памятники не знает никто.
«Мы хотели показать нашу коллекцию конкурсных проектов, которую я называю уникальной», – поясняет главный хранитель Государственного музея городской скульптуры Вера Рытикова.
На выставке объединили копии скульптур, которые установлены по всему Петербургу, и которые могли бы быть на их месте, но не прошли отбор. Здесь целых пять изображений Михаила Ломоносова. Изначально его утвердили в образе ученого-экспериментатора. Но после долгих согласований установили другой.
«В 1980 году, то есть спустя почти 20 лет после конкурса, приезжает комиссия из Москвы, смотрит эту модель в размере сооружения и выносит решение, что образ Ломоносова, созданный этими авторами, уже устарел», – рассказывает Вера Рытикова.
Подобное во второй половине XX века случалось со многими памятниками. Впервые на выставке можно увидеть конкурсную работу монумента Максиму Горькому. Ее утвердили, но установки скульптор Вера Исаева не дождалась. После ее смерти памятником занимался уже мастер Габе.
«Он повторил ее, но, видимо, в другом размере все смотрится несколько по-другому. На мой взгляд, скульптура, которая стоит сегодня на площади, получилась несколько вялая», – считает Вера Рытикова.
Сейчас в коллекции музея 400 конкурсных работ. Второе место по количеству после Владимира Ленина занимает Александр Сергеевич Пушкин. Скульпторы представили 30 вариантов, но в музее выставили модели двух победителей.
Если бы осуществилась первоначальная задумка, то памятник Пушкину располагался бы где-то между Ростральными колоннами. И по высоте он мог бы быть примерно таким же. Такую идею обсуждали в 1937 году. Но в итоге скульптуру решили не устанавливать, и до сих пор стрелка Васильевского острова остается свободной.
А бронзовый поэт теперь имеет другой вид и стоит в другом месте. Повторный конкурс провели уже после Великой Отечественной войны. Тогда Михаил Аникушин предложил изящный монумент. Ведь он должен был украсить площадь Искусств.
Ранее сообщалось, что памятники в Петербурге плавятся от аномальной жары.