Охраннику, пририсовавшему  картине «Три фигуры» глаза, может грозить реальный срок

Милосердие или справедливость? Охраннику Александру Васильеву, который подрисовал глаза к картине на выставке в Ельцин-центре, грозит реальный срок. Полотно привезли в Екатеринбург в прошлом году из Третьяковки. Адвокат Васильева при этом говорит, что руководство галереи на мировую идти отказалось.

Охраннику, пририсовавшему  картине «Три фигуры» глаза, может грозить реальный срок
© BFM.RU

Полотно ученицы Малевича Анны Лепорской «Три фигуры» написано в середине 30-х годов прошлого века, его страховая стоимость — 75 миллионов рублей. В начале прошлого декабря неизвестный пририсовал шариковой ручкой глаза на абстрактных лицах двух фигур. О порче полотна общественности стало известно только в январе. То, что это сделал охранник, вычислили по записям с камер. Разрисовавший полотно 64-летний Александр Васильев сказал, что сделать это его подговорили подростки. Но в объектив камеры они не попали. Сначала возбуждать уголовное дело не стали. Но позже Минкультуры направило в Генпрокуратуру жалобу, потребовало возбудить дело по статье «вандализм». По ней Васильеву грозит штраф, исправительные работы до года или арест до трех месяцев. Плюс психиатрическое лечение. В феврале за охранника вступился свердловский губернатор Куйвашев. Он объяснил его действия контузиями: Васильев — ветеран войн в Афганистане и Чечне. Полотно почти сразу отправили на реставрацию, которая обошлась в 250 тысяч рублей. Но гендиректор Третьяковки Зельфира Трегулова отказалась примириться с Васильевым и прекратить уголовное дело, хотя страховая компания погасила причиненный ущерб, пишет в соцсетях (ссылка ведет на Facebook, заблокированный в России и принадлежащий признанной экстремистской и запрещенной организации Meta) адвокат Васильева Алексей Бушмаков, прилагая к публикации официальный ответ из галереи. Оперативно дозвониться до Бушмакова Business FM не удалось. О том, как эту историю воспринимают в Екатеринбурге, рассказывает заместитель редактора екатеринбургской редакции Ura.ru Анна Салымская:

Анна Салымская заместитель редактора екатеринбургской редакции Ura.ru «История эта уже не обсуждается так активно, как это было зимой. Тем не менее ввиду того, что сейчас стартовал суд и уже, скорее всего, на этой неделе будет вынесен приговор, новый виток получила эта информация. Если говорить, на чьей больше стороне горожане, то, насколько я могу судить, все-таки больше на стороне охранника. Наш корреспондент был на этом процессе: человек этот производит впечатление не совсем здорового мужчины, может быть, сказался след, полученная им какая-то психологическая травма. Его жалеют, если сказать кратко. Конечно, вызывают у некоторых, опять же, горожан вопросы о степени надежности, защиты, охраны в самом Ельцин-центре. Такие все-таки уникальные, дорогие экспонаты, получается, могли быть или могут быть и впредь испорчены».

Получить комментарий представителей Третьяковки не удалось. Но фактический потерпевший — ее учредитель, Минкульт. По данным источников, сама галерея не приняла никаких мер, хотя могла как-то посодействовать, сообщить, что порча картины не очень существенная, говорит искусствовед, админ телеграм-канала о культурных инсайдах «Ку-Ку» Ксения Коробейникова:

Ксения Коробейникова искусствовед, админ телеграм-канала о культурных инсайдах «Ку-Ку» «Что известно, опять же, из моего источника, всю эту историю форсируют несколько сотрудников министерства культуры. Сначала Ельцин-центр не хотел заявлять об этой ситуации в полицию, и на просьбы сотрудников министерства культуры местная екатеринбургская полиция тоже как-то не совсем корректно отреагировала. Министерство культуры несколько месяцев терпело-терпело и потом вот начало буквально недавно с большей мощностью форсировать эту тему. Сейчас совершенно непонятно, как ее могут выкрутить. Если на весах стоит человеческая жизнь и произведение искусства, здесь выбора никого, по крайней мере для меня как для искусствоведа и как для гуманиста, быть просто не может. Естественно, нельзя допустить, чтобы с человеком — пенсионером с инвалидностью — что-то произошло, потому что никто не может гарантировать, как он может отреагировать на принудительные психологические или даже психиатрические методы воздействия».

У Третьяковки это не первый за последнее время суд по поводу повреждения ее полотен. В 2018-м картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» серьезно повредил посетитель галереи Игорь Подпорин. Замоскворецкий суд приговорил его к 2,5 года колонии. Отреставрированное полотно вернули в Третьяковку этой весной.