50 лет без Александра Вампилова
О месте рождения Вампилова идут споры сродни "гомеровским". Считается, что он появился на свет в посёлке Кутулик, где впоследствии открыли пока единственный в мире музей писателя. Сам Александр Валентинович полагал своей малой родиной село Аларь. А дотошные биографы установили, что мальчик явился миру в роддоме соседнего с поселком города Черемхово. По крови Александр Вампилов был наполовину бурят (по отцу). Старший Вампилов получил педагогическое образование, преподавал литературу, назвал сына в честь Александра Пушкина, так как тот родился в год столетия со дня роковой дуэли. 1937 год, однако. Памятен не только "столетием без Пушкина". Валентина Вампилов попал в жернова Большого террора и не вышел из них живым – был расстрелян в начале 1938 года. За что? В 1957 году выяснилось, что ни за что: учителя литературы полностью посмертно реабилитировали. У многих писателей – детей репрессированных родителей – возникала некая "обида" на советскую власть, на партию, даже на свою страну… Этого нельзя сказать об Александре Вампилове. Несмотря на ранее сиротство и тяжелое детство (у матери осталось четверо детей на руках, а была она тоже учительницей, только математики), Александр не "ушел в политику" в своем творчестве и не примкнул ни к какому диссидентскому движению. Биографы склонны считать это заслугой мамы, которая играла решающую роль в воспитании и формировании личности мальчика. Он окончил филологический факультет Иркутского госуниверситета, но по стопам родителей не пошел – обратился к журналистике. Еще учась на пятом курсе, осенью 1959 года, Александр Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты "Советская молодёжь", где постепенно поднялся до должности ответственного секретаря, и даже покинув редакцию, не расставался с любимым изданием, часто ездил для него в командировки. Пожалуй, из советских писателей Вампилов был едва ли не самым "аполитичным". В его рассказах и пьесах не фигурируют всевозможные "паровозики" тех лет – социалистическое строительство, КПСС, работа на благо Советской родины, производственные конфликты и прочие идеологически верные векторы. Но нет в них и "чернухи", обличений. Подобно многим ныне забытым русским авторам XIX века, Вампилов "лиру посвятил" рядовым гражданам провинции, обывателям, справедливо видя в их маленьком мирке нешуточные межличностные конфликты, а в их "скромных" душах – огромные страсти. Впрочем, можно сказать, что и аполитичность играла против него. Драматург Вампилов был не то чтобы запрещаем или преследуем (правда, пьесу "Утиная охота" власти таки "гнобили", а иные пьесы, например, "Прощание в июне" до сцены шли долго и нудно) – но не понят. Его творчество то за глаза, а то и в открытую называли мелкотемьем, мещанством. Актер Николай Чиндяйкин, на 10 лет младше Вампилова, с высоты своих лет самокритично признался как-то, что и театральная общественность и артисты не считали пьесы иркутского драматурга чем-то выдающимся. По мнению артиста, тогда в них не вчитывались, не вникали. Вникли, по традиции, когда уже было поздно – то есть автору уже было все равно… Кадр из фильма "Старший сын". Только после гибели Вампилова официальное отношение к его творчеству начало меняться – и пьесы начали инсценировать московские театры (Ермоловой, Станиславского, а также ленинградский БДТ). А прозу перевели на все языки народов СССР и на языки мира: английский, болгарский, венгерский, французский, чешский, испанский, иврит и т.д. Но все же творческая судьба Вампилова строилась благополучнее, чем у многих его сверстников. Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей Александра рекомендовали в Союз писателей СССР. Его ранние произведения (рассказы) в массе своей печатались. Так, в 1961 году был издан сборник "Стечение обстоятельств" из юморесок и сценок. В русскую советскую литературу Александр Вампилов вошел с пьесами "Двадцать минут с ангелом", "Дом окнами в поле", "Прощание в июне" (известна в четырех авторских вариантах), "Старший сын" (классика, особенно после экранизации с Евгением Леоновым в главной роли), "Провинциальные анекдоты" (объединяет "Историю с метранпажем" и "Двадцать минут с ангелом"), "Прошлым летом в Чулимске" и "Утиная охота". Это не считая рассказов, статей или фельетонов. Все пьесы – о людях. О маленьких, незаметных, смешных людях, которых, несмотря на сатирический порой подход, писатель очень любил. Памятный знак на берегу озера Байкал у места гибели Вампилова. Фото: Википедия / Bogdanov-62. Собственная работа. 17 августа 1972 года, двух дней не дожив до 35-летия, Александр Вампилов утонул в Байкале, катаясь на лодке. Считается, что он замерз насмерть в воде и потому не смог выплыть. На его письменном столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль "Несравненный Наконечников". Автор успел написать две первые картины, действие которых происходит в заштатной парикмахерской. В честь дней памяти Александра Вампилова "Литературная газета" публикует статью о нем ныне покойного критика Валентина Курбатова "Простые истины Александра Вампилова" . Также издание рассказывает о том, как в Иркутске отметят посмертный юбилей драматурга. А тем, кто далеко от Иркутска, можем посоветовать пересмотреть фильмы, созданные по его произведениям – "Отпуск в сентябре" (по "Утиной охоте"), "Старший сын", "История с метранпажем". Хорошая драматургия не стареет и не теряет актуальности. Кадр из фильма "Отпуск в сентябре". Фото: russorosso.ru