Войти в почту

От Соловья к Художнику с медным тазом

Как ни относись лично к Радину, его произведениям и акциям, «АЯ» остаётся одним из главных центров притяжения культурной жизни Курска. Причём за народной, максимально демократичной, почти лубочной формой скрывается большой Мастер, галерист, который в самые непростые годы помог множеству коллег выставить и продать свои произведения, заработав тем самым на жизнь и дальнейшее творчество. Совсем скоро – 9 августа состоится празднование Общепланетарного Дня художника – ещё одного детища Олега Радина, придуманного через два года после создания галереи. В этот день возле небольшого здания на улице Кати Зеленко, где расположена галерея «АЯ», будет, как всегда, шумно и весело. И обязательно на пару дней появится новый памятник. Какой именно? Это всегда становится известно только в момент его открытия. Накануне одного праздника и в преддверии осеннего юбилея наш корреспондент встретилась с Мастером, чтобы вспомнить самые яркие памятники и эпизоды славной истории галереи «АЯ». Я – бутафор! Из двадцати одного памятника, открытого в разные годы в День художника, сохранились немногие. Большинство из них подарены, потеряны или же перемонтированы. А памятник Борщу из натуральных продуктов, установленный в прошлом году, просто-напросто сгнил… – Поскольку я работал в театре, то кто я есть по сути? Бутафор, декоратор, – сверкает зубами сквозь густую бороду Олег Радин. – Я в театре столько всякого поналепил… Театр из меня никуда не ушёл, и мой каждый день художника – это, скажем так, продолжение моей работы в театре. Потому что всегда новый памятник – это продолжение тех декораций плюс музыкальное сопровождение, всё вместе – какое-то шоу. С одной оговоркой: раньше такое у нас не было распространено. Я устраивал первые театрализованные праздничные шоу в Курске. Это уже потом начали магазины всякие лотереи проводить, ну и так далее. Но тогда это было ново. Народ удивлялся. Знакомые как-то рассказывали, что в те годы, почти тридцать лет назад, отдыхая на пляже в Болгарии, случайно увидели передачу по интервидению, где на весь мир показывали «АЯ». Было приятно. Традиция устанавливать памятники в день праздника появилась не сразу – только в начале нулевых годов. Арт-объекты владелец галереи изготавливает самолично. Что только не было воздвигнуто на постамент за эти годы! Памятник Вдохновению, памятник группе «Led Zeppelin» ко дню рождения её солиста Роберта Планта, Золотой Ключик ЖКХ, Всем памятникам памятник в форме зеркального куба, создание которого было приурочено к выходу Курска на второе место в мире по количеству памятников… Разумеется, по версии Радина. В общем, есть что вспомнить и о чём рассказать. Соловей простоял всего неделю Самым легендарным своим произведением Олег Радин считает памятник Соловью сущему. Он был создан из подручных средств – дерева, монтажной пены, пластилина, папье-маше, бронзовой краски и много из ещё чего попавшегося под руку. В статую был встроен фонтанчик, из которого била струйка воды. – Соловей простоял почти неделю, – рассказывает художник. – Потом в одну ночь какие-то варвары-вандалы его свалили, разодрали на части – это была вообще немыслимая история. Приехала съёмочная группа канала НТВ из Воронежа. Они сняли и показали сюжет об этом на всю Россию. Репортаж увидел друг Радина, работавший в крупной московской компании. Они с начальником обсуждали что-то перед включённым телевизором и увидели сюжет о «соловье». Дальнейшее, со слов товарища, происходило так: – Это же твой родной город показывают, – говорит московский босс. – И моего друга… – добавил московский курянин. – Звони своему другу! – приказал начальник. – Спроси, сколько ему денег надо на предвыборную кампанию. – Суть памятника заключалась в том, что перед выборами кандидаты в депутаты многое обещают и поют песни как соловьи, – смеётся художник. – А после выборов… В общем, делают не совсем то. Через десяток лет у входа в галерею появился ещё один «птичий» памятник – Трём соловьям. – В его основу легли образы наших эстрадных певчих птиц – Баскова, Билана и Филиппки Киркорова, – рассказывает Олег Радин. – Как и Соловей сущий, это был памятник-фонтан. Он был очень уместен, так как в августе была жара, и горожане приходили охлаждаться под струями воды. А ещё через год очередной праздник украсил памятник Соловью-разбойнику. Ну а как иначе может быть в соловьином крае?! Споры с чиновниками решал Чёрный кот Но не птицами едиными жив День художника! Среди памятников, сделанных Радиным, выделяется Чёрный кот. И у него тоже есть своя история и подоплёка. – Тогда у нас возник спор с администрацией Курска по поводу аренды, – рассказывает Мастер. – Чтобы ублажить чёрного кота, который пробежал между галереей и мэрий, мы поставили ему памятник. Он у нас ещё и путешествовал по региону. Дело в том, что, когда аналогичный конфликт возник с местной администрацией у курчатовского культурного учреждения, его сотрудники одолжили Чёрного кота у «АЯ». Тот не ударил в грязь мордочкй, отбелив незаслуженно запятнанную репутацию чёрных котов как сеятелей раздоров и прочих неприятностей. Можно сказать, он изящно и без лишних слов уладил культурные споры не только в Курске и Курчатове, но и ещё в нескольких районах области. Путешествовал Чёрный кот с музыкой. Точнее, с караоке-установкой и юной певицей, исполнявшей песню «Жил да был чёрный кот». В общем, дипломатия, творчество и веселье сделали своё дело. И Чёрный кот – один из немногих памятников, который сохранился в мастерской Олега Радина до наших дней. Одним из лучших своих памятников художник считает скульптуру человека, который хочет иметь власть. – У меня были маленькие скульптурки, они назывались «Из жизни толстого человека, который, когда надо, стоял по стойке смирно, когда надо – нагибался, когда надо – молчал», – рассказывает Олег Михайлович. – Они меня и вдохновили. Вообще, новые идеи приходят спонтанно. – Есть памятники, вытекающие один из другого, – объясняет Радин. – Многоиграющий памятник – мальчик, сидящий на горшке, сыгравший затем роль мальчика, читающего книгу, затем роль мальчика, написавшего первую картину, а потом перевоплотившегося в банкира. Письмо в будущее В 2012 году памятник Художнику андеграунда XXI века был замурован в клумбе под медным тазиком. Арт-объект представляет собой образ художника, прокрученного через мясорубку. Почему таз именно медный, думается, объяснять не надо. Вместе с памятником и тазом под землёй хранится капсула-письмо художникам XXI века. Планируется, что она будет вскрыта в 2032 году, в дни празднования тысячелетия Курска. – Можно сказать, мы начали свой путь к тысячелетию Курска одними из первых, когда это ещё не было мейнстримом, – резюмирует Олег Михайлович. Не стараюсь удивлять Памятник 2022 года будет снова посвящён художникам и творчеству. Но каким именно он будет – пока секрет. Также в этот день в шестой раз будет вручаться народная премия имени Малевича. Обещана интересная музыка с колокольчиками. Все начнётся 9 августа в 13 часов. На вопрос, сложнее ли с годами, когда в городе появляется всё больше новых арт-проектов, удивлять, Олег Радин отвечает: – Я никогда не старался удивить, я просто выражаю то, о чём думают люди. Не готовится владелец галереи и к грядущему юбилею галереи «АЯ» в октябре. – А чего готовиться? Всё придёт само! – уверен он. Вероника ТУТЕНКО Фото из архива «АЯ»

От Соловья к Художнику с медным тазом
© Курская правда