Слово имеет значение: образы выставки «Тайга. Арсеньев. Узала» – авторская рецензия

Русский исследователь Владимир Клавдиевич Арсеньев и его друг и проводник гольд Дерсу Узала для Приморского края и всего Дальнего Востока фигуры знаковые и легендарные. Их сотрудничество и дружба - свидетельство способности человека принимать чужие миры, коими они поначалу являлись друг для друга. Приняв иных по культуре людей, Дерсу повёл их в свой мир – мир тайги, духов и амбы. Арсеньев же, выполняя свои исследовательские задачи на благо Российской империи, смог проникнуться отношением к жизни местных народов, возможно, и духом земли, на которую он пришел по воле судьбы и службы отечеству. И через книги свои передать эти знания и видения тем, кто жил рядом с ним на рубеже начала прошлого века, и нам – ныне живущим. 10 сентября (по старому стилю) 1872 года родился русский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока, военный востоковед Владимир Клавдиевич Арсеньев. В Приморской государственной картинной галерее 25 июня открыта выставка «Тайга. Арсеньев. Узала». Выставка достаточно масштабна, согласно имеющимся у приморской картинной галереи территориальным возможностям. В экспозиции представлена живопись, графика, книги и документы из фондов шести организаций: Приморской государственной картинной галереи, Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова, Оренбургского областного музея изобразительных искусств, Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова, Государственного объединённого музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева, Приморского краевого общества Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» – Общество изучения Амурского края. Поддержку в оформлении таёжной экспозиции оказал Ботанический сад-институт ДВО РАН. Большая и важная часть выставки – работы приморских художников, созданные ими специально к этому проекту. Они написаны и сделаны в 2022 году. В самом начале года кураторы выставки собрали 20 художников в галерейной библиотеке и предложили высказаться по теме. Отзвук получили восторженный. Это была замечательная идея. Как оказалось, для большинства приморских художников тема эта уже была осмыслена, и к истории Арсеньева и Дерсу было своё личное, у кого-то глубоко прочувствованное, отношение. Все работы очень разные по стилю, согласно индивидуальным особенностям авторов. Так, в одном экспозиционном пространстве сейчас мы можем видеть подлинный дневник Владимира Клавдиевича Арсеньева (предоставлено Географическим обществом), читать строки, написанные его красивым и чётким почерком, и видеть образы – то, как его путь по Приморской тайге осмысливают современники. Можно сказать, через образное видение авторов работ мы читаем дневниковые зарисовки пути по дебрям тайги, написанные художниками, живущими в XXI веке. И написан этот дневник подвластным им языком изобразительного искусства. Интересная идея включить в экспозицию голоса. Под некоторыми картинами висят наушники. Их, к сожалению, не все сразу могут заметить. Это с непривычки. Пока для нас такая форма получения музейной информации ещё достаточно нова. Нажав кнопку и приложив наушник к уху, мы слышим голоса: отрывки из произведений Арсеньева-писателя, либо рассказ об Арсеньеве, либо рассказ художника, как он работал над образами. Лично для меня через такую аудио экскурсию произошло открытие. Оказывается, проводником Арсеньева был не только Дерсу Узала, но и другие его соплеменники. Но так как Арсеньев не ввел никого из них в свои литературные произведения, для нас есть только один образ его проводника – Дерсу Узала. Эта информация мне не была прежде доступна. И в этом есть не только важный исторический факт. Через эту историю острее понимается сила искусства – с нами в веках остаются те образы, которые писатели, художники, поэты, сценаристы и кинематографисты вывели в своих произведениях. Они остаются в нашей памяти. И тут более явственно воспринимается фраза «слово имеет значение» – через слово сохраняется память народная, через слово передается следующим поколениям информация о прошлом и осмысливается настоящее, и всё вместе это, безусловно, влияет на будущее. Так слово работает в человеческом мире. Пройдя выставку, стоит зайти в аванзал, тот, что предваряет вход в подземный зал-сейф галереи. В этом пространстве, с огромной картой путешествий Арсеньева на стене, на которой нанесены топонимы начала прошлого века, но в начале 70-х годов изменённые и ныне забытые, предлагается посмотреть фильм. Перед плазмой стоят удобные кресла, в них и стоит уютно устроиться. На экране, сменяя друг друга, приморские художники, чьи работы мы только что видели в выставочном пространстве, рассказывают о работе над образами заданной темы. Выставка «Тайга. Арсеньев. Узала» организована очень достойно и её смело можно рекомендовать к просмотру. Я бы даже сказала, к обязательному просмотру. Кураторы выставочного проекта «Тайга. Арсеньев. Узала»: искусствовед Наталья Левданская – заместитель по науке директора Приморской картинной галереи, искусствовед и историк Светлана Руснак – заместитель по развитию директора Приморской картинной галереи, искусствовед Елена Клымюк – научный сотрудник Приморской картинной галереи. Выставка организована при поддержке Правительства Приморского края и Министерства культуры и архивного дела.   Рецензент Ирина Павленко, культурный обозреватель Окончила Владивостокское художественное училище по специальности «Художественное оформление». Освещает культурные мероприятия Дальневосточного региона. Публикации на информационном портале DEITA.RU, в журналах «Дальневосточный капитал», «Русский мир». Отмечена Благодарностью Приморской краевой филармонии за помощь и поддержку в освещении филармонической деятельности и популяризацию классической музыки в концертном сезоне 2017-2018.

Слово имеет значение: образы выставки «Тайга. Арсеньев. Узала» – авторская рецензия
© Deita.ru