Еланский гончар раскрывает магически свойства глины.
Александр Евдоков учит детей древнему искусству – гончарному делу. Работы еланских школьников представлены на многочисленных выставках и высоко оценены специалистами.
Горшки, глиняные сувениры и знаменитые свистульки Евдокова известны далеко за пределами Елани. Но только по выставкам, на которых он постоянно получает дипломы лауреата. Сувениры из глины Александр собирает в коллекцию или раздаривает – никакой коммерции, а поделки его учеников радуют их же семьи. Евдокова считают человеком, влюбленным в свое искусство, которое он щедро дарит детям.
– Это часть нашей славянской истории, – говорит еланский гончар. – Нельзя забывать свои корни. Гончарами наши края всегда славились. Целый город гончаров на Волге в свое время разрушил Тамерлан. Значит, есть в нашей земле сила, которая через глину передается людям!..
Занялся гончарным искусством Александр Евдоков не сразу. Вырос в Пятигорске, после армейской службы обосновался в Балаково, работал на местной АЭС. В Елань приехал, чтобы ухаживать за больной матерью. Началом его творческого становления стали лихие 90-е. Потеряв работу на местном элеваторе, он думал, как заработать на жизнь, как содержать семью.
– В детстве я много рисовал, делал разные поделки, резал по дереву, – вспоминает Евдоков. – Но глина всегда притягивала мое внимание. Было в ней что-то магическое, как и в самом процессе появления предметов фактически из ничего.
Мечта освоить гончарное мастерство его не покидала. Недорого приобрел печурку, гончарный круг, взял уроки мастерства у известных мастеров.
– Мне посчастливилось работать с членами Союза художников России Александром Нияндиным и Сергеем Серовым, – рассказывает Александр. – Именно у них я познакомился с азами изготовления фарфора, глазури, чернения, молочения, изразцов…
Первые свои изделия Евдоков продавал на местном рынке, иногда возил в Волгоград. В 2010 году в районном ДК он открыл студию. Назвал ее «Сварог» – в честь славянского бога огня. Говорит, что все гончарные изделия в своей основе содержат две стихии – огонь и воду:
– Сушка и обжиг придают изделиям прочность и долговечность. Оба процесса способствуют испарению воды, присутствующей в глине. Большая часть воды уходит в процессе сушки изделий на воздухе, но таким путем невозможно изделие полностью высушить. Только пройдя через огонь, глина полностью потеряет воду.
Сушат гончарное изделие около 10 дней. Если посуда получается пористая, говорят, что глина «плачет», то есть попросту промокает. Если же обжиг качественный, такого не произойдет. Изделие после него получит прочность и красивый внешний вид. А еще оно должно быть надежно в обиходе.
– Раньше глиняная посуда исполняла роль холодильника, – поясняет Евдоков. – В ней лучше сохранялись молочные продукты, квас и даже мясо. В погребах такое хранение могло продлиться несколько дней. Старожилы этих мест до сих пор пользуются глиняной посудой, и наши ребята-студийцы радуют своих родных. Когда внучок приносит бабушке горшок или кувшин, радости и гордости – полная чаша.
Учеников у Александра много. Польза от занятий в студии для них очевидна. Здесь проявляются их знания геологии, археологии, химии. А если нужно наложить глазурь, то это уже художественное творчество.
– Мы не только теоретики, мы еще и практики, – рассказывает Александр. – Вместе едем в карьер, изучаем породу, выбираем глину. Очень популярны черные гончарные изделия, но черной глины в природе нет. Ее специально чернили в опилках, чтобы пошла копоть. Мои ребята все знают! А как они реагируют на конечный этап процесса – столько восторга или же разочарования! Волшебство происходит на их глазах, а главный секрет успеха – любовь к тому, что ты делаешь.