Войти в почту

Сезон 2021–2022 стал первым полноценным сезоном театров после пандемии коронавируса. Остались в прошлом переносы премьер, отмены спектаклей, лимит посещаемости (50, 30, 25 процентов). Театры в регионах, как и в столицах, вернулись к обычной жизни.

Астрахань 29 марта 2022 стало известно, что главный балетмейстер Астраханской оперы Дмитрий Гуданов уходит из театра по собственному желанию. В театре он проработал два года, сменив Константина Уральского (работавшего почти 10 лет, с 2011). За два театральных сезона Дмитрий Гуданов возобновил балет «Щелкунчик» Чайковского в хореографии Василия Вайнонена и балет Минкуса «Дон Кихот» в хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского, поставил балеты «Le Pari» на музыку Шопена (28, 29 апреля 2021), «Сильфида» (13, 14 ноября 2021) в хореографии Августа Бурнонвиля на музыку Германа Левенскольда, представил ряд балетных гала-концертов. 28 и 29 мая 2022 в Астраханском театре оперы и балета состоялись премьерные показы оперы «Риголетто» Дж.Верди. Режиссер Михаил Панджавидзе, дирижер Валерий Воронин (художественный руководитель и главный дирижер Астраханской оперы), художник Гарри Гуммель. К «Риголетто» М. Панджавидзе (в начале 2000-х возглавлявший режиссерскую группу Большого театра, сотрудничавший также с «Царицынской оперой», Самарской оперой, Большим театром оперы и балета Республики Беларусь) обращается не впервые: в 2009 он ставил оперу в Казани, этой премьерой открылся тогда Шаляпинский оперный фестиваль.

Воронеж Первой премьерой сезона 2021/22 Воронежского театра оперы и балета стала музыкальная фантазия Мориса Равеля «Дитя и волшебство». Показы состоялись 1, 2, 29 октября. Режиссер Андрей Цветков-Толбин, победитель Второго международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (2015; в то время — солист Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского), режиссер-педагог в АХИ им. В.С. Попова и в ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова. Музыкальный руководитель постановки Ольга Щербань, дирижер Ариф Дадашев (дирижер МАМТа), художник Виктор Герасименко, балетмейстер Денис Постоев. В мае 2022 появилась информация о том, что губернатор Воронежской области Александр Гусев одобрил концепцию обновления Театра оперы и балета. В планах увеличить площадь существующего здания (9,2 тыс. кв м) примерно на 4,3 тыс. кв м, полностью заменить технологическое оборудование сцены, углубить трюм сцены, установить поворотный круг для быстрой смены декораций, надстроить коробку сцены в колосниковой части на 4,7 м, установить современную верхнюю механику, свето-звуко-видеоаппаратуру в фойе театра, разворотную площадку для загрузки декораций со стороны сквера, панорамный лифт для маломобильных групп населения, заменить кровлю, инженерные сети и системы (водоснабжение, водоотведение, пожаротушение, отопление, вентиляция, электроснабжение, сети связи). О необходимости реконструкции Воронежского театра оперы и балета заговорили 10 лет назад. Здание, построенное в 1961, ни разу за 60 лет не реконструировалось и капитально не ремонтировалось. За эти годы устарело театральное оборудование, обветшали инженерные коммуникации. В июне 2019 губернатор А. Гусев сообщил о «существенном обновлении театра в контуре того здания, которое сейчас есть». Рассматривались три варианта: капремонт, глубокая реконструкция и строительство нового здания. Было решено провести глубокую реконструкцию здания с сохранением фасада и боковых стен. Предполагалось, что строительство производственно-репетиционного корпуса начнется в 2020, а реконструкция основного здания — в 2021. Озвучивалась и сумма, в которую могла обойтись реконструкция: 156 млн. руб. Но вмешалась пандемия. В июне 2021 руководитель Департамента культуры региона Мария Мазур заявила, что при самом удачном раскладе работы по реконструкции оперного театра начнутся не ранее 2023. Предполагается, что они займут около двух лет. В течение этого времени театр будет показывать спектакли на сцене Воронежского концертного зала. 20 июня отметил 75-летие Юрий Анисичкин — главный дирижер Воронежского театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств РФ, профессор. 26 июня в театре состоялся юбилейный вечер дирижера.

Екатеринбург 19, 20, 27 марта, 13 апреля 2021 в Екатеринбургском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Кайи Саариахо «Любовь издалека» — в театрализованном концертном исполнении (формат был выбран в связи с пандемией). Дирижер — Константин Чудовский, режиссер — Ярославия Калесидис, сценограф— Дарья Саморокова. 8 марта 2022 спектакль был показан в Москве на Новой сцене ГАБТа, на фестивале «Золотая маска». Ни в одной из номинаций работа отмечена не была. 8 мая 2021 в Екатеринбурге вновь была показана опера Мечислава Вайнберга «Пассажирка». Автор либретто — Александр Медведев (по повести Зофьи Посмыш «Пассажирка из каюты 45»). Музыкальный руководитель постановки Оливер фон Дохнаньи, режиссура, сценография, свет Тадеуша Штрассбергера, костюмы Виты Цыкун. Куратор первой постановки оперы в России — главный редактор «МО» Андрей Устинов. Премьера состоялась 15 сентября 2016. А 13 апреля 2016 в Екатеринбурге был представлен проект «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Первая театральная постановка в России» (часть масштабного проекта «Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение»). Новый, 110-й, сезон Урал Оперы открылся 10 сентября 2021 премьерой «Набукко» Верди в постановке Надежды Столбовой. Дирижер Константин Чудовский, сценография и костюмы Петра Окунева. Это была первая постановка «Набукко» в екатеринбургском театре, ее также можно было видеть 11 и 25 сентября, 19 октября и 23 ноября. 3-6 ноября и 11 декабря 2021 состоялись премьерные показы оперы «Евгений Онегин» Чайковского в постановке Дмитрия Волкострелова (на тот момент — художественного руководителя Центра имени Вс. Мейерхольда). Дирижер Константин Чудовский, сценография Ксении Перетрухиной, костюмы Леши Лобанова. 4 февраля 2022 на сайте Урал Оперы Балета появилась информация о переносе на более поздний срок премьеры оперы о Стиве Джобсе (автор Мейсон Бейтс), которой театр планировал 8 сентября открыть новый сезон. Также с мая на сентябрь 2022 перенесена премьера оперы Андрея Петрова «Петр Первый» (в концертном исполнении; дирижер Константин Чудовский, режиссер Надежда Столбова). Причиной в обоих случаях называлось обострение эпидемиологической ситуации.

Казань Открытием сезона 2021/22 Татарского театра оперы и балета стали «Паяцы» в постановке Юрия Александрова (в 2010 ставил эту оперу Леонкавалло в «Санктъ-Петербургъ Опере»). Музыкальный руководитель и дирижер Марко Боэми (сотрудничает с Татарским оперным театром с 2001), художник Вячеслав Окунев, хормейстер – Любовь Дразнина. До этого «Паяцы» ставились в Казани в 1943, 1958, 1963 и 1973. «Опера «Паяцы» не имеет аналогов. Она как натянутый нерв, как удавка на шее зрителя, держащая в напряжении в течение всего действия», — говорил перед премьерой в интервью ИА «Татар-информ» Ю. Александров. С 30 января по 22 февраля 2022 в Татарском театре оперы и балета проходил юбилейный, 40-й Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина. В афише были 8 спектаклей, включая премьеру «Тоски» Джакомо Пуччини в постановке Юрия Александрова (спектакль показывался дважды, с разными составами исполнителей; музыкальный руководитель постановки Ренат Салаватов, художник Вячеслав Окунев). Также из фестивальных показов – «Пиковая дама» Чайковского (4 февраля), «Травиата» и «Аида» Верди (6 и 8 февраля соответственно), «Паяцы» Леонкавалло (11, 12 февраля), «Борис Годунов» Мусоргского (15 февраля), «Севильский цирюльник» Россини (17 февраля). Национальный репертуар в программе Шаляпинского фестиваля был представлен оперой Р. Ахияровой «Сююмбике» (21 и 22 февраля).

Красноярск 21 октября 2021 в Красноярской опере, на Фестивале Дмитрия Хворостовского (художественный руководитель — Антон Левахин) состоялась премьера оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный распутник». Музыкальный руководитель и дирижер постановки Петер Феранец, режиссер Михаэль Штурмингер (ставил в Theater an der Wien оперу Бернхарда Ланга «Я ненавижу Моцарта», 2006). Сценографы и художники по костюмам Ренате Мартин и Андреас Донхаузер. Художник по свету Эй Джей Вейссбард. Ассистент дирижера и ответственный концертмейстер Кристиан Кох. 5 декабря прошла аванпремьера оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» в постановке Елизаветы Корнеевой. Музыкальный руководитель и дирижер Артем Макаров (главный дирижер Башоперы), дирижер Александр Косинский, художник Екатерина Агений, художник по костюмам Кирилл Саленков, художник по свету Ирина Вторникова, хормейстер Дмитрий Ходош. Премьера состоялась 18–20 мая 2022. С 1 по 4 марта 2022 в Красноярском театре оперы и балета прошли премьерные показы оперы Лео Делиба «Лакме». Режиссер-постановщик — Сергей Новиков (начальник Управления Президента РФ по общественным проектам, лауреат конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера»). Музыкальный руководитель и дирижер, Александр Рудин, дирижер Владимир Ланде, сценограф и художник по костюмам Мария Высотская, художник по свету Руслан Майоров, хормейстер Дмитрий Ходош, хореограф Юлиана Малхасянц. И «Дон Жуана», и «Лакме», и балет Цезаря Пуни «Катарина, или Дочь разбойника» (хореографы-постановщики — Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц; премьера состоялась 10 ноября 2021) Красноярский театр оперы и балета привозит в Москву. Гастроли в ГАБТе (27, 29, 30, 31 июля, 1 августа 2022) посвящены 60-летию со дня рождения Дмитрия Хворостовского (1962-2017), солиста Красноярской оперы с 1985 по 1990.

Запись Россия оперная: 2021—2022 впервые появилась Музыкальное обозрение.