Московский театр «Геликон-опера» в 2021–2022: от «Тоски» до «Аиды»
Театр «Геликон-опера» вошел в 2021 год с премьерой оперы Пуччини «Тоска». Спектакль, премьерные показы которого состоялись 10-14 февраля — первая постановка «Тоски» за 30-летнюю историю «Геликона». Сам же Дмитрий Бертман в 2004 ставил «Тоску» в Латвийской национальной опере по приглашению директора театра Андрейса Жагарса (спектакль возобновлялся в 2012 и 2020). Московская постановка посвящена памяти Жагарса, скончавшегося в 2019.
«Бертман превращает новую версию своей «Тоски» даже не в комедию – в фарс. Все герои подчеркнуто лишены достоинства, все кривляются и паясничают; Тоска одета как с Черкизовского рынка, Скарпиа ползает по полу, Анджелотти глумливо размахивает веером сестры, Каварадосси лапает Тоску напоказ перед Скарпиа, суетливо семенит карикатурно-опереточное ничтожество Сполетта, хор в «Te Deum» пародирует крестное знамение и строем раздевается, словно в спектакле на тему Холокоста. И полсцены загораживает огромный аквариум (в Риге он втрое меньше) с золотыми вуалехвостами, к которым все стучатся в стекло по поводу и без. Кардинально перестроен только финал: если в Риге Тоска бросается из окна кабинета барона, а Каварадосси довольно обозревает труп своего врага, то в Москве все еще циничнее – кресло с Тоской и рояль с телом барона опускаются под сцену, в то время как Каварадосси (художник он или нет) лихорадочно зарисовывает эту картину» (Кей Бабурина, «МО»).
От Альфы до Аиды 16 августа 2021 прошел сбор труппы, к которому худрук театра Дмитрий Бертман присоединился по видеосвязи: «Театр – это модель корабля. Есть трюм, есть парадные, куда приходят в вечерних платьях, есть место, где руки в саже и грязи, но все это приводит корабль в движение. Счастье, что за 32 года путешествий наш корабль ни разу не пошел ко дну, несмотря на то, что океан, по которому он плывет, очень непредсказуемый». В сезоне 2021/2022 было заявлено 4 премьеры: «Альфа & Омега» Г. Шохата, «Остров Тюлипатан» Ж. Оффенбаха, «Аида» Дж. Верди, «Богема» Дж. Пуччини (последняя состоится уже в следующем театральном сезоне – в сентябре 2022). «Коронавирус заставил радикально поменять планы. Мы поставили “Каменного гостя” без хора, на сцене было всего несколько человек, – рассказал Д. Бертман в интервью «МК». – Было тяжело экономически: сначала вообще не играли, потом на 25% публики, потом на 50%. Для музыкального театра это очень серьезное испытание, ведь по составу мы как три труппы драматического. А у нас оркестр, хор, костюмеры, гримеры – целая армия, нужно сохранить ее и накормить, воодушевить в сложный момент». Дмитрий Бертман
Зарубежные планы и реалии Несмотря на пандемию – проблема еще актуальная в 2021 – театр ездил на зарубежные гастроли и создавал совместные проекты с западными коллегами. 2 октября на сцене Шведской королевской оперы в Стокгольме состоялась премьера оперы П.И. Чайковского «Иоланта» – копродукция двух театров. Режиссер спектакля – Сергей Новиков, начальник Управления президента РФ по общественным проектам (с 31 января 2017), ответственный секретарь Российского организационного комитета «Победа», лауреат конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (2015). В ноябре 2021 представил в «Геликон-опере» спектакль к 75-летию Нюрнбергского трибунала, взяв за основу «Реквием» Джузеппе Верди. (Ровно тот же спектакль Сергея Новикова на музыку «Реквиема» Верди, с солистами «Геликон-оперы», был показан 27 января 2019 в Концертном зале им. С.В. Рахманинова в Филармонии-2, только тогда он был посвящен 75-летию снятию блокады Ленинграда, а 28 января 2020 режиссуру Новикова на музыку Верди показал в память о блокаде Нижегородский театр оперы и балета. Исполнение «Реквиема» Верди, в принципе, можно посвятить памяти кого и чего угодно). 11 ноября театр Петруцелли в Италии представил оперу «Золотой петушок» в постановке Дмитрия Бертмана, созданную в копродукции с «Геликоном». В 2022 проблемы уже были другие. Немецкая опера на Рейне отменила премьеру оперы «Андре Шенье» Умберто Джордано в постановке Дмитрия Бертмана, премьера которой была запланирована на 14 мая 2022. Такое решение принял главный интендант театра Кристоф Майер. «Я глубоко сожалею об этом отказе, но в нынешней ситуации альтернативы нет. Хочу особо подчеркнуть, что решение не направлено против режиссера Дмитрия Бертмана. Скорее, мы временно откладываем сотрудничество с российским государством, с которым неразрывно связано его имя», – подчеркнул Кристоф Майер.
Израильская опера Первой премьерой нового сезона стала опера на иврите – 21 октября 2021 наконец состоялась несколько раз перенесенная из-за пандемии российская премьера оперы израильского композитора Гиля Шохата «Альфа & Омега». Режиссер Дмитрий Бертман, дирижер Валерий Кирьянов, хореограф Эдвальд Смирнов, сценограф Павел Драгунов, художник по костюмам Софья Тасмагамбетова. Гиль Шохат – популярная фигура современного музыкального мира Израиля, пианист, дирижер, продюсер и композитор. Замысел оперы, по его словам, возник у него в 15-летнем возрасте на выставке Эдварда Мунка, где, в том числе, была представлена серия литографий «Альфа и Омега» (по мотивам сказки о первых людях на Земле, сочиненной Мунком в психиатрической клинике – чтобы избежать прямых отсылок к Торе или Ветхому завету, персонажи названы буквами греческого алфавита). Музыка оперы – если можно так назвать это произведение – хотя и написана в XXI веке (мировая премьера состоялась в 2001 на сцене Израильской оперы в Тель-Авиве), неистово «оммажирует» композиторам Прекрасной эпохи: Дебюсси, Скрябину, Пуленку, Рихарду Штраусу, Пуччини и др. "льфа и Омега"
Парижская оперетта 9 февраля 2022 в Белоколонном зале княгини Шаховской состоялась премьера одноактной оперы-буфф Жака Оффенбаха «Остров Тюлипатан». Режиссер, автор художественного проекта – Дмитрий Бертман. Режиссер-постановщик – Илья Ильин. Дирижер-постановщик – Филипп Селиванов. Художник-постановщик – Ростислав Протасов. Художник по костюмам – Ника Велегжанинова. В России «Остров…» последний раз ставился в 1987 в РАМ имени Гнесиных (где был и есть Оперный театр-студия) и с тех пор больше нигде не звучал. У Оффенбаха действие происходит в маленьком островном государстве, король которого Какатуа XXII ведет страшную кровавую войну. Рядом с ним – его верный маршал Ромбойдаль. Оба они далеки от дома, где одновременно рожают их жены. Жена маршала обманула мужа, сообщив, что у них родилась девочка (чтобы не отправлять сына на войну), а жена самого короля солгала ему, что родился мальчик, чтобы обеспечить его наследником: в результате мальчик думает, что он девочка, а девочка – что она мальчик. Текст либретто был переведен на русский и фактически полностью пересочинен Мариной Скалкиной и Шурой Никитиным. У Бертмана действие происходит на острове-курорте, где одеваются в одежду кричаще-синего цвета и кроя в духе 1960-х. «Мы живем в сложное время, когда кругом одни страдания и боль, потери и неопределенность. Поэтому хотим, чтобы зрители хотя бы на один час забыли о реальности, погрузившись в атмосферу радости! Нас ждут превращения, розыгрыши, только забавные интриги и смех. Действие происходит где-то там – в океане – на острове Тюлипатан. Это остров свободы, любви, а, точнее, остров свободной любви, на котором можно сколько угодно смеяться, улыбаться, шутить, разыгрывать друг друга», – пояснил режиссер спектакля Илья Ильин. "стров Тюлипатан". Фото Антон Дубровский / Геликон-опера
Программы – певцам, режиссерам, художникам В июне 2022 были объявлены имена участников второго набора Молодежной оперной программы «Геликон-оперы». Сама программа пройдет с 1 сентября 2022 по 30 июня 2023. Молодежная оперная программа существует в «Геликоне» с 2020. V Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-Опера» состоялся с 22 по 28 мая 2022. Победителями стали Мария Фомичева (Россия, Москва, 1 место), Еренбак Тойкенов (Казахстан, Нур-Султан, 2 место), Ирина Гаудасинская (Россия, Санкт-Петербург, 3 место). «Профессия оперного режиссера сейчас востребована как никогда, но начинать свой творческий путь в оперном мире выпускникам творческих вузов сложно: многие театры боятся рисковать, приглашая их на работу. Я горжусь тем, что именно “Геликон“ стал настоящей стартовой площадкой для наших молодых коллег и благодаря участию в “Нано-Опере“ многие из них активно занимаются режиссерской деятельностью», – говорит Дмитрий Бертман. Еще один конкурс для режиссеров и художников прошел в «Геликоне» в рамках подготовки к сентябрьской премьере «Богемы» Пуччини: театр решил набрать постановщиков на конкурсной основе. Из более чем 100 человек, приславших заявки, выбраны 4 режиссера и 4 художника. Каждый из них получит возможность поставить одно действие спектакля. Режиссеры – Елизавета Корнеева (II премия «Нано-Оперы» 2019; с 2019 – режиссер Красноярского театра оперы и балета), Дмитрий Отяковский (I премия «Нано-Оперы» 2017; ставил, в частности, детские спектакли в Мариинском театре), Михаил Сабелев (III премия «Нано-Оперы» 2019; актер и режиссер Музыкального театра Кузбасса), Ляйсан Сафаргулова (I премия «Нано-Оперы» 2019; с 2020 – режиссер Башкирского театра оперы и балета). Художник-сценограф – Ирина Сидоренко. Художники по костюмам – Елизавета Кудрявцева, Федор Архипов. Художник по свету – Максим Греллер. Музыкальный руководитель грядущей премьеры – Филипп Селиванов. Художественный руководитель проекта – Дмитрий Бертман. Премьера запланирована на 28, 29, 30 сентября и 1, 2 октября 2022.
Аида 32-й сезон театр «Геликон-опера» завершает премьерой оперы Верди «Аида» в постановке Дмитрия Бертмана. Дирижер-постановщик – Валерий Кирьянов, художники-постановщики – Тауно Кангро, Ростислав Протасов, художник по костюмам – Ника Велегжанинова, художник по свету – Денис Солнцев, хореограф – Эдвальд Смирнов, хормейстер – Евгений Ильин. Два премьерных блока пройдут с 28 июня по 1 июля и с 5 по 8 июля 2022. Впервые театр обратился к этой партитуре в 1996, представив необычное «камерное» прочтение оперы Верди. В июне 2022 «Аида» вернулась в «Геликон» в новой версии. Действие в опере, как известно, происходит во время войны. "ида". Фото Антон Дубровский
Екатерина РОМАНОВА | «МО» № 7 (498) 2022
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях ВКонтакте Телеграм
Запись Московский театр «Геликон-опера» в 2021–2022: от «Тоски» до «Аиды» впервые появилась Музыкальное обозрение.