100 лет назад, 17 июля 1922 года, свои двери для посетителей распахнул Мемориальный музей А.Н. Скрябина. Вдова композитора, сделавшая все для того, чтобы открытие музея стало возможным, не дожила до этого дня несколько месяцев. Татьяне Шлёцер, или, как она предпочитала называть себя, Татьяне Скрябиной, было 40 лет. Две страшные трагедии — смерть любимого мужа и сына — подорвали ее здоровье, однако Татьяна Федоровна нашла в себе силы завершить главное дело своей жизни.
В 2016 году коллекцию Мемориального музея А.Н. Скрябина пополнили семейные фотографии композитора, переданные его внучкой. Часть этих снимков, на которых запечатлена Татьяна Шлёцер в юности, можно увидеть в этом материале.
В окружении музыки
Татьяна Шлёцер родилась в Витебске в 1883 году в семье юриста Федора Шлёцера и пианистки Марии Боти. Ее жизнь с раннего детства была связана с музыкой, которой ее учила не только мать. Дядя по отцовской линии Павел Шлёцер, у которого семья часто гостила, был профессором в Московской консерватории (сейчас — Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского).
Многие ученики Павла Шлёцера позже вошли в скрябинский круг. Среди них были первая жена Александра Скрябина — Вера Исакович, друг и будущий биограф композитора Леонид Сабанеев, пианистка Елена Гнесина — одна из знаменитых сестер Гнесиных, создательниц многоступенчатой системы музыкального образования и основательниц училища, позже ставшего Российской академией музыки имени Гнесиных.
Дом Шлёцеров был культурным центром Витебска — там часто собирались представители искусства, обсуждались литературные новинки и, конечно, звучала музыка. Старший брат Татьяны Борис тоже обучался игре на фортепиано.
Татьяна Федоровна познакомилась с творчеством Скрябина еще в 14 лет по сочинениям, которые публиковались известным музыкальным издательством Митрофана Беляева. Девушка так увлеклась музыкой Скрябина, что ничего другое не хотела играть. А после концерта пианиста Всеволода Буюкли, на котором тот исполнил Сонату № 3 Скрябина, Шлёцер решила лично познакомиться с композитором.
Безусловное обожание
Первая встреча с маэстро состоялась, когда Татьяне Шлёцер было 19 лет. Скрябин был уже женат на талантливой пианистке Вере Исакович и воспитывал четверых детей. Примечательно, что с первой женой композитора познакомила тетка Татьяны Федоровны — Ида Шлёцер.
В 1902 году юная поклонница приехала к брату в Москву специально, чтобы познакомиться со Скрябиным. В гостинице «Принц» состоялась их первая встреча. Композитор играл на фортепиано до позднего вечера, а потом Шлёцеры поехали к нему домой и слушали его произведения до двух часов ночи. Татьяна Федоровна тогда же изъявила желание брать уроки у Александра Николаевича.
Шлёцер стала часто бывать у Скрябиных. Домашние и знакомые композитора сначала неприязненно восприняли ее. Мария Александрова, дочь Скрябина, и его друг Леонид Сабанеев позже вспоминали, что она была мрачна и никогда не смеялась. Скрябин первое время тоже относился к ней настороженно, однако постепенно оттаял. Их сблизили похожее отношение к миру, созвучные взгляды на музыку.
Вскоре Скрябин решил развестись с женой, чтобы жениться на Татьяне Шлёцер. Супруга не была согласна с его решением, не поняли его и многие друзья. Однако со временем Вере Ивановне пришлось смириться с положением вещей, хотя на официальный развод она так и не согласилась.
В 1905 году Татьяна Федоровна и Скрябин уехали в Италию, где композитор начал работу над одним из самых своих известных произведений — «Поэмой экстаза». Жить приходилось впроголодь, однако они были невероятно счастливы. В том же году родилась их первая дочь — Ариадна.
Симфоническую поэму «Поэма экстаза» опубликовали в 1908 году. После окончания работы композитор находился на таком творческом подъеме, что всего за неделю сочинил знаменитую Сонату № 5. В том же году родился сын Юлиан, а Скрябин принялся за новую поэму «Прометей». Осенью семья решила вернуться в Россию. Окончательно они смогли это сделать только в середине января 1910 года.
Дом в арбатском переулке
Сначала Скрябин с Татьяной Федоровной и детьми поселились в гостинице «Княжий двор» на Волхонке, позже переехали в квартиру в Малом Толстовском переулке (ныне — переулок Каменная Слобода). Через год после рождения дочери Марины семья перебралась в дом профессора Аполлона Грушки в Большом Николопесковском переулке, где сегодня находится Мемориальный музей А.Н. Скрябина.
В доме они заняли комнаты второго этажа. Скрябин оборудовал под свой кабинет самую большую комнату и обставил по своему вкусу мебелью бельгийского модерна. В соседней комнате поменьше Татьяна Федоровна сделала гостиную. Здесь были стулья, обтянутые красным атласом, стояли огромные вазы, рояль был накрыт скатертями.
Часто собирались гости. На званых вечерах композитор любил играть свои произведения. Особенным успехом пользовалось домашнее исполнение поэмы «Прометей». Татьяна Федоровна исполняла партию света на созданном композитором световом круге из лампочек, обмотанных цветной бумагой и тканью. Игра света дополняла музыку — в темноте загорался то красный, то желтый, то зеленый свет. Световой круг сегодня хранится в Мемориальном музее А.Н. Скрябина, его можно увидеть в постоянной экспозиции.
Внезапная трагедия
1913 год стал самым счастливым для семьи Скрябина. «Поэму экстаза», «Прометея» и другие его произведения исполняли по всему миру, концерты композитора в России приносили хороший доход. Но свое главное сочинение — «Мистерию», задуманную в 1907–1908 годах, — написать композитор не успел. В 1915 году в возрасте 43 лет он скоропостижно скончался от заражения крови.
Татьяне Шлёцер на тот момент было 32 года. Смерть любимого мужа она снесла стойко, однако горе оставило глубокий отпечаток на ее лице. «Татьяна Федоровна была без слез, уже в траурном костюме, она в нем казалась глубокой старухой, под вуалью не было видно черт лица — и она вся как-то обострилась от горя и нервных дней… На ее лице еще резче легла та трагическая черта, которая всегда была в нем», — вспоминал Леонид Сабанеев.
Татьяна Федоровна осталась с тремя детьми практически без средств к существованию. Ей даже нечем было оплатить аренду комнат — деньги для нее собирали друзья. Несмотря на трудности, она твердо решила, что сохранит все вещи мужа и превратит его последнюю квартиру в мемориальный музей.
Создание музея
После смерти Скрябина Татьяна Федоровна видела прямое продолжение отца в сыне Юлиане. Мальчик подавал большие надежды: у него были большие способности к музыкальной композиции, поэзии, он интересовался архитектурой и философией. Однако лето 1919 года принесло Татьяне Шлёцер новое горе: 11-летний Юлиан трагически погиб.
Татьяна Федоровна, чьи силы и воля к жизни уже угасали, решила во что бы то ни стало воплотить свою идею о создании музея. За год до смерти сына она получила охранную грамоту на квартиру — с того момента никто не мог в нее ни вселиться, ни вывезти из нее имущество композитора.
Шлёцер стала первым официальным директором музея Скрябина. Она старалась оставить кабинет композитора и другие комнаты такими, какими они были при жизни мужа. Это было непросто: некоторые предметы пришлось продать, часть мебели была отобрана. Несмотря на это, квартира была сохранена в наилучшем виде.
«На наших глазах квартира Скрябина начала превращаться в музей; семья передала государству сперва кабинет композитора, в котором все оставалось, как при нем и на тех же местах, и в этой большой комнате с окнами, выходившими в дворовый палисадник с цветущими в нем до середины лета кустами “разбитых сердец”, начали изредка появляться первые немногочисленные экскурсанты», — вспоминала потом Ариадна Эфрон. С ее матерью Мариной Цветаевой Татьяна Шлёцер подружилась в последние годы жизни. Семьи жили неподалеку, и старшие дочери, тезки, тоже общались.
Татьяна Федоровна не дожила до официального открытия музея всего несколько месяцев — 10 марта 1922 года она скончалась. В связи с открытием музея в июле квартиру нужно было освободить. Младшую дочь Марину отправили к родственникам в Бельгию, Ариадна с бабушкой Марией Боти уехала в Париж к дяде Борису Шлёцеру.
Дом опустел, и уже 17 июля 1922 года состоялось открытие Государственного мемориального музея А.Н. Скрябина (тогда он назывался Музеем имени Скрябина). Татьяну Федоровну в нем сменил Сергей Каштанов, который взял на себя заботу об имуществе композитора и поддержку его семьи. Хранительницей музей была тетя композитора Любовь Александровна.