"Нас не остановить": ГИТИС, МХАТ и другие театральные вузы страны о сотрудничестве с русскими театрами за рубежом
По словам ректора ГИТИСа Григория Заславского, впервые идея проекта обсуждалась в рамках фестиваля "Балтийские сезоны", который ежегодно проходит в Калининграде. Изначально речь шла исключительно о студентах и выпускниках ГИТИСа, но позже формулировка была расширена. “<…> Без выпускников дружественных нам и замечательных других творческих вузов России нам не обойтись. Например, художников по свету, кроме Школы-студии МХАТ, никто <…> в таком качестве не выпускает" — подчеркнул Заславский. Инициативу поддержало Министерство культуры РФ и крупнейший в России гастрольно-концертный центр Росконцерт — и работа пошла полным ходом. Фото: proforientator.ru. Выпускники ГИТИСа География проекта: В 2021 году команда ведущих театральных вузов страны поставила 5 спектаклей (в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане), а на текущий год запланированы 7 постановок, 2 из которых будут реализованы на средства недавно полученного президентского гранта. В частности, премьеры пройдут на сценах Государственного русского театра драмы им. Ф. А. Искандера (Сухум), Государственного драматического театра имени Ф. М. Достоевского (Семей), Брестского академического театра драмы в Белоруссии и Русского театра драмы им. Ч. Айтматова (Бишкек). Ранее запланированное сотрудничество с русскими театрами Эстонии и Латвии в этом году не состоится, это стало изветно во время конференции. Что ставят: В репертуаре русская классика — "Бесприданница" и "Правда хорошо, а счастье лучше" Александра Островского, "Сказки Пушкина", но и не только: например, в конце июня в Сухуме состоялась премьера спектакля "Мама" по мотивам трилогии французского драматурга Флориана Зеллера, а в Семее показали "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери. В любом случае тот факт, что режиссёрами постановок являются молодые выпускники столичных театральных вузов, словно намекает: хорошо знакомые произведения любимых авторов могут предстать перед зрителем в новом свете и тем самым приятно их удивить. Фото: tvoybro.com. "Бесприданница" - музыкально-фольклорная драма. В чем ценность проекта: Григорий Заславский считает, что студентов и выпускников театральных вузов стоит "объединить идеей". "Ничего лучшего как отправить в космос никто не придумал. Мы решили, что можно отправлять и поближе: это в русские театры <…> бывшего советского пространства" — остроумно отметил ректор ГИТИСа. Другой целью театральный критик называет прекрасную возможность "обратить на себя внимание" для театров, участвующих в проекте. С ним согласен Яков Горельников, директор государственного Русского драматического театра им. Ф.М. Достоевского. По словам Горельникова, зрители Семея тепло приняли спектакли, созданные в сотворчестве с Москвой, и очень ждут следующего сезона, в то время как сам театр надеется на продолжение сотрудничества: например, в части обмена опытом со столичными педагогами по режиссуре и сценическому движению. Ираклий Хинтба, генеральный директор Государственного русского театра им. Ф.А. Искандера, отметил, что спектакль "Мама", состоявшийся 26 и 27 июня, стал украшением афиши театра, а актеры местной труппы "проявились по-другому". Все это Хинтба называет результатом "системной работы". Впечатления от сотрудничества: Похоже, совместной работой остались довольны не только театры Абхазии, Казахстана, Киргизии и Белоруссии, но и московские деятели искусства. Алёна Грек, выпускница ГИТИСа, художник-сценограф, поблагодарила коллег из семейского театра за оперативность и "хорошее состояние швейного цеха". Положительными впечатлениями о сотрудничестве с театром Сухума поделился художник по свету МХТ им. А.П. Чехова, выпускник Школы-студии МХАТ Алексей Крючков. Планы: Ближайшие премьеры, которые будут показаны в рамках проекта — спектакли "Правда хорошо, а счастье лучше" (20 июля, Брестский академический театр драмы) и "Сказки Пушкина" в Русском театре драмы им. Айтматова в Бишкеке (октябрь 2022, дата уточняется). Проект многообещающий, поэтому шансы на его продление, как это уже произошло в прошлом году, и дальнейшее развитие высоки. "Даже если бы эти спектакли были неудачные, мы все равно бы продолжили. Нас не остановить" — гордо заявил Заславский. По словам ректора ГИТИСа, творческая работа ведётся сразу в нескольких направлениях. Во время пандемии при поддержке Министерства культуры был запущен курс по повышению квалификации для актеров государственных театров, а в данный момент разрабатывается программа совместных летних школ ГИТИСа и технических вузов. Планируется ли участие других крупных государственных театров в обсуждаемом проекте пока неясно.