Отменить нельзя оставить: российская культурная жизнь в условиях изоляции
Сам Михаил Борисович считает, что России бояться последствий заморозки международной активности не стоит: ведь “наш культурный экспорт важнее , чем импорт”. С ним согласна и министр культуры РФ Ольга Любимова. По словам министра, российские культурные институции смогут “продолжить работать и радовать своих зрителей” даже в условиях железного занавеса. Любимова подчеркнула, что трансляции русского балета пользуются популярностью во всем мире с момента начала пандемии, а некоторые иностранные специалисты продолжают работать в российских театрах несмотря ни на что. Фото: Марк Хагеман. Людмила Коновалова и Давид Дато в балете Theatrum Vitae, Лондон. 2019 год. Зарубежных маэстро в тех же театрах столицы остаётся по факту совсем немного. В конце февраля посты покинули Лоран Илер (Франция), художественный руководитель балета в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, Миндаугас Карбаускис (Литва), художественный руководитель театра им. Маяковского, Римас Туминас (Литва), художественный руководитель театра им. Вахтангова. Однако и из этой тенденции есть исключения. Например, немецкий режиссер и художественный руководитель культурного центра "Сириус" Ханс-Йоахим Фрай заявил , что не планирует покидать Россию: "Я принял решение остаться здесь. Я люблю Россию, я люблю "Сириус". Художественный руководитель Мариинского театра, Валерий Гергиев, уволенный с поста главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра в марте 2022, видит в сложившейся ситуации возможность сконцентрироваться на внутренних делах. “Я нахожу, что Россия неожиданно получила шанс <…> по-настоящему взглянуть на то, что происходит здесь. Мы должны максимально использовать эту возможность <…>” — отметил Гергиев в своей речи на Петербургском международном экономическом форуме. Пока российские дирижеры и музыканты лишаются должностей в зарубежных оркестрах, отечественную классическую музыку, похоже, отменять не собираются. Взять хоть бы летний Лондон: в афише музыкального фестиваля Гилдхолл Чембер, который проводился с 8 по 10 июля, заявлены сочинения Петра Чайковского, Антона Аренского, Сергея Прокофьева, а в программе концерта в зале Уигмор-Холл — дивертисмент из “Поцелуя Феи” Игоря Стравинского. В концертном зале Кадоган Холл обещают исполнить “Остров Мертвых” Сергея Рахманинова и “Шахеризаду” Николая Римского-Корсакова в середине июля, а в конце месяца — произведения Дмитрия Кабалевского и Дмитрия Шостаковича. Фото: afisha.london. Летний вечер в сопровождении классической музыки. Возвращаясь к изобразительному искусству и мораторию на экспорт картин, есть вероятность того, что год заморозки культурного обмена для российского зрителя пройдет относительно безболезненно. В отечественных собраниях есть немало знаменитых произведений европейских авторов, например, французских модернистов — сейчас работы как раз выставлены напоказ. Пока в ГМИИ имени А.С. Пушкина можно увидеть произведения из коллекции братьев Морозовых, Эрмитаж приглашает оценить “выбор” не менее известного русского коллекционера, Сергея Щукина. Говорят, Щукин имел большое влияние на художников, чьи картины он покупал и добавлял в свою коллекцию: например, “Танец” (1910) Анри Матисса был создан специально по заказу мецената. Другая флагманская выставка петербургского лувра посвящена искусству Брейгелей: их работы предоставили для экспонирования Валерия и Константин Мауергауз, владельцы крупнейшей коллекции фламандской живописи в России. Итого, присутствие западных художников в пространстве отечественных музеев как-то сохраняется, а вот притока свежей крови придётся подождать: тем временем, к услугам кураторов выставок — запасники институций и частные собрания. Фото: Государственный Эрмитаж. Выставка “Рождение современного искусства выбор Сергея Щукина” в Эрмитаже. У негосударственных организаций культуры и искусства пространства для манёвра куда меньше: вопросы логистики перечеркивают планы галеристов по завозу иностранных художников в Россию и отправки собственных резидентов за рубеж. Двенадцать столичных галерей современного искусства расположены на территории арт-кластера “Винзавод”, среди них старейшие в Москве “Овчаренко” (прим. ред. бывшая “Риджина”) и “Файн Арт”. Ни одно из пространств не показывает проекты с участием зарубежных авторов; международные программы при ЦСИ Винзавод временно не проводятся. Два других ярких примера — частный музей современного искусства “Гараж” и некоммерческий фонд “Виктория — Искусство Быть Современным”. Первый приостановил запланированную выставочную активность, второй досрочно закрыл проект исландского скульптора Рагнара Кьяртанссона “Санта-Барбара”. Сейчас в ориентированном на международное сотрудничество Доме культуры ГЭС-2 в основном анонсированы проекты российских деятелей искусства. Здесь будет логичным поинтересоваться: как поживает сейчас отечественное искусство за границей? Выставка работ из коллекции выше упомянутых братьев Морозовых в Фонде Луи Виттон была, наверное, самым масштабным проектом межкультурного обмена между Россией и Европой за последний год. Открытие выставки состоялось в сентябре 2021 года, а финисаж планировался на 22 февраля, но был отложен до начала апреля, благодаря огромному успеху экспозиции у французской публики. Ложкой дёгтя оказалось предсказуемое задержание экспонатов на российско-финской границе: большинство работ, принадлежащих российским музеям — ГМИИ, Третьяковской галерее и Эрмитажу — благополучно вернулось на родину в течение месяца, а вот шедеврам из частных коллекций повезло меньше — по состоянию на май 2022 года, несколько произведений продолжали оставаться во Франции. Фото: Фонд Луи Виттон. Фонд Луи Виттон в Париже, где проходила выставка работ из коллекции Морозовых в 2021—2022 г. Впрочем, пока глобальное культурное сотрудничество проходит модерацию мирового сообщества, российские художники, композиторы, писатели и авторы в широком смысле слова могут принять участие в негосударственных зарубежных инициативах (про подходящие возможности мы расскажем в следующий раз). Очевидно, что отменить культуру, российскую или любую другую, невозможно — возможно попытаться поставить ее на паузу, спрятать в дальний ящик, подальше от глаз, пока происходит переоценка отношений. Станет ли временная изоляция российской культуры толчком к ее стремительному развитию? Будет ли перерыв в большей части межкультурных связей полезной передышкой в общении или потерянный язык взаимодействия придётся долго восстанавливать? Как говорил герой известного произведения Булгакова "История рассудит нас".