Петр Фоменко: важная глава в истории российского театра

Ранние годы Петр Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве. Он рос очень разносторонним ребенком. С самого детства Петр увлекался различными командными видами спорта, попробовал себя в занятиях футболом, хоккее с мячом и шайбой. Помимо очевидной для всех детей любви к активным играм, благодаря влиянию матери, в Петре рано проснулась любовь к различным видам искусства, в том числе к музыке и театру. С юных лет Петр оказался очарован магией театра. Он так впечатлился сценическим мастерством актеров, что сам выбрал для себя этот путь. Однако его стремления реализовались не сразу. Перед тем, как начать свой профессиональный путь в театре, Петр Фоменко окончил Музыкальное училище им. М.М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки. Петр Фоменко в молодости (слева) Фото: © "Кино-театр.ру" Тернистый путь к театру В 1950 году Петр Фоменко поступил на актерский факультет в Школу-студию МХАТ, где проучился до третьего курса, после чего был отчислен "за хулиганство". Настоящей причиной являлось несовпадение взглядов Фоменко с его консервативными преподавателями, что не могло не вызывать конфликтных ситуаций, которые и привели к его исключению. Подобный опыт оказался очень полезным для будущего режиссера и ни капли не остудил пыла Петра Фоменко. В дальнейшем он выбрал возможность параллельно получить два высших образования: филологическое в МГПИ им. В.И. Ленина и режиссерское в ГИТИСе. Этот период его жизни знаменателен первыми шагами в театральном искусстве, постановками "капустников" с Юрием Визбором и Юрием Ковалем. Непонятый гений В 1961 году Фоменко окончил ГИТИС, после чего около 10 лет работал как приглашенный режиссер. Его прогрессивность, заметная со времен студенчества, нашла свое воплощение и при сотрудничестве с разными московскими театрами. Так, спектакль "Смерть Тарелкина" А. В. Сухово-Кобылина, поставленный в театре имени Маяковского, высмеивал современные политические реалии. Это повлекло за собой конфликты с представителями власти, после чего спектакль запретили к постановке и в целом пресекли для экспериментирующего режиссера возможности карьерного роста в ведущих театрах столицы. Желая продолжить деятельность, режиссер уехал в Грузию. Там он проработал в течение двух сезонов в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова. На репетиции "Трех сестер". Фото: © Л. Герасимчук Дальнейшая карьера и педагогическое призвание В начале семидесятых режиссер вернулся в Россию. В этот период он жил "на два города": был ведущим режиссером Театра Ленсовета (Ленинград) и ставил успешные спектакли в ведущих театрах Москвы. Среди его постановок — "Этот милый старый дом" А. Н. Арбузова (1972), "Любовь Яровая" К. А. Тренёва (1977), "Тёркин-Тёркин" А. Т. Твардовского (1980). В 1981 году Фоменко принял приглашение своего учителя и выдающегося режиссера Андрея Гончарова и начал преподавать в ГИТИСе. Сначала он был педагогом в мастерской О.Я. Ремеза, затем уже в качестве профессора набрал собственный курс. Обучение молодых актеров дало Петру Фоменко новые грани раскрытия собственного талант. Он создает личную сценическую методику, которая отличается музыкальностью интонаций (урок, усвоенный еще в МХАТе). Петр Фоменко был преподавателем более 20 лет. Выпускниками его мастерской являются такие известные личности, как Сергей Пускепалис, Марина Глуховская, Галина Тюнина, Илья Любимов, Полина Агуреева, Евгений Цыганков, Андрей Казаков и многие другие. Спектакль "Волки и овцы". Фото: © Официальный сайт театра "Мастерская Петра Фоменко" "Мастерская Петра Фоменко" Официальной датой основания Московского театра "Мастерская Петра Фоменко" считается 1993 год. Однако история этого культурного заведения началась еще 1988 году, когда Петр Фоменко набрал по-настоящему "звездный" курс для своей мастерской в ГИТИСе. Успех к мастерской пришел еще во время учебы, поэтому решение не расставаться и после ее окончания было естественным. Театр появился в тот момент, когда он был больше всего необходим столичному зрителю. Советское наследие уже уходило на второй план, а новые театральные направления еще только начинали появляться. Здесь пригодился талант Фоменко сочетать новаторство и традицию. Театр "Мастерская Петра Фоменко" стал одним из самых известных и титулованных театров России. В нем играют преимущественно "серьезную" классику с постоянным аншлагом, а его актеры широко известны публике. Петр Фоменко и Полина Кутепова Фото: © Владимир Вяткин Вклад великого мастера в театральное искусство не остался незамеченным. За развитие театра Петр Фоменко был награжден большим количеством отечественных и зарубежных наград: французским орденом искусств и литературы, наградами "Хрустальный Турандот" и "Золотая Маска". Всего Петром Фоменко создано более шестидесяти спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция). Режиссер ушёл из жизни 9 августа 2012 года, меньше, чем через месяц после своего 80-летнего юбилея. Однако его наследие сохранилось и после его смерти в его учениках и великой "Мастерской".

Петр Фоменко: важная глава в истории российского театра
© Ревизор.ru