Войти в почту

В Перми состоялась премьера драматического спектакля-исследования "Раскольников"

ПЕРМЬ, 8 июля. /ТАСС/. Премьера драматического спектакля режиссера Пермского академического Театра-Театра Марка Букина "Раскольников", приуроченная к 200-летию Федора Достоевского, состоялась в Перми на "Заводе Шпагина". Жанр спектакля режиссер определяет как исследование о природе насилия по роману "Преступление и наказание".

"В основе нашего спектакля - противостояние Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Их конфликт вмещает в себя еще множество тем, которые откроются зрителю только в процессе спектакля. Но самое главное - какое место во всем этом занимает любовь", - рассказал Марк Букин.

По замыслу режиссера, Раскольников, не оставшийся на территории романа, а существующий в наше время, страшнее и бескомпромисснее, чем Раскольников Достоевского. Это больше не студент-теоретик, а бунтарь-практик, убежденный в своем праве на кровь и месть. Убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны для него является лишь первым кровавым шагом на пути сверхчеловека, который имеет право вершить правосудие. Насилие для этого современного Раскольникова становится формой личного манифеста. Его преступление - это месть создателю, допустившему на земле все глобальные катастрофы мировой истории.

"Достоевский как-то проник в самую суть человека, он глубже всех залез в наши "кишки". При этом и "кишки" и все, что грязное есть в человеке, соединяет самым прекрасным, что есть в человеке. Это потрясающе у него сочетается. Когда мы начинали эту историю, для меня она была очень актуальна, и я боялся, что за время подготовки она потеряет свою актуальность. Не сам роман, потому что он про человечество и мироустройство вообще. А то, что мы создавали в спектакле, я боялся, что станет не актуальным, что надо будет как-то это переделывать. Но время так распорядилось, что он стал еще актуальнее, самоидентифицировался благодаря тому, что происходит в мире", - отметил Букин.

Реальность как главная декорация

Действие спектакля-исследования разворачивается на территории "Завода Шпагина". Решение режиссера поставить спектакль именно здесь не случайно - это пространство позволяет добиться максимального, практически документального уровня погружения зрителя в мир, в котором существует реальный Раскольников.

"Там настолько все про правду, это настолько реально: эта фактура, этот бетон - это очень некомфортное пространство, где разлетается звук, оно неудобное. Но это и создает контекст происходящих событий. В театре нам все равно необходимо создать иллюзию этого контекста, нам необходимо "обмануть" зрителя, чтобы он поверил, что это происходит не на территории театра, это не шоу, не представление, что это про реальность. И в этом смысле для меня "Завод Шпагина" очень важен, потому что это какая-то рамка, но это то, что происходит на улице. Нет магии кулис, когда создается театральная иллюзия. На территории этого романа и того, как мы решили в него зайти, мне необходима правда. Песок не может быть бутафорским, это должен быть реальный песок, реальная земля, реальная грязь, реальная вода, реальная сигарета. Только так", - пояснил режиссер-постановщик.

Постановка действительно максимально реалистична: текст Достоевского органично вписывается в реалии современной жизни и ложится на рок-музыку, а сами актеры будто бы и не играют вовсе, а проживают свои судьбы на глазах у зрителей. В большом бетонном цехе нет декораций как таковых: реальные кучи песка, металлические бочки, которые время от времени становятся музыкальными инструментами. Посреди цеха - длинный деревянный стол, за которым оказываются главные действующие лица в решающие моменты спектакля. Очевидно, что этот стол отсылает зрителя к Тайной вечере, тем более, что Раскольников то и дело кричит о смерти бога, при этом стремясь стать именно им - вершителем человеческих судеб. Сильный акцент постановки сделан и на работе со светом - привычных театральных софитов здесь нет, но нужного эффекта помогают добиться строительные подвесные, налобные и другие фонари.

Предыстория

Пермские зрители частично уже видели эту постановку 8 ноября 2021 года: тогда из-за ограничений, связанных с пандемией, состоялся единственный показ и представили только два акта. За восемь месяцев команда спектакля доработала проект и представила полную, трехактную версию спектакля, продолжительностью четыре часа.

Пермский академический Театр-Театр - один из ведущих театров Перми. Он был создан в 1927 году, как театр рабочей молодежи, а затем стал называться драматическим. В 2007 году Пермский академический театр драмы переименовали в Театр-Театр, главной идеей превращения было создание внутри театра особого сценического пространства, посвященного театру как роду искусства и вмещающего в себя максимальное количество театральных форм. Спектакли театра неоднократно были удостоены российской премии "Золотая Маска".