«Великое, мудрое и прекрасное»: Главархив – о жизни и творчестве Веры Мухиной
Главархив Москвы публикует фотографии работ Веры Мухиной (1889–1953) - одного из величайших скульпторов XX столетия, гравёра, графика, архитектора и педагога. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Сталинских премий - она всего достигла сама, преодолевая барьеры и ограничения.
Родилась будущая художница 1 июля (19 июня по старому стилю) 1889 года в семье купца, мецената и изобретателя Игнатия Мухина в Риге. После кончины матери детские и отроческие годы Вера и её сестра Мария провели в Крыму. Переживая утрату, Вера подолгу писала феодосийские пейзажи и занималась с учителем рисования, что во многом помогло ей определить свое призвание. Когда, в 1904 году не стало отца девочек, они перешли под опеку родственников из Курска. После окончания гимназии сёстры переехали в Москву. В 1908–1911 годах Вера училась у видных живописцев – Константина Юона, Ильи Машкова и Ивана Дудина. Девушка хотела продолжать учебу в Париже, но родственники были категорически против. По их мнению, Вере давно было пора выйти замуж.
В 1912 году во время рождественских праздников в Смоленской губернии Вера Мухина получила тяжёлую травму лица. Катаясь на санках в дядином имении, Вера налетела лицом на ствол дерева и практически полностью потеряла нос. После операции по восстановлению родственники все же отправили девушку лечиться в Париж. В 1912–1914 годах она занималась в академии Коларосси и у известного скульптора Бурделя, также изучала искусство эпохи Ренессанса. Вера увлеклась кубизмом, но все же выбрала путь скульптора.
Девушка вернулась в Москву в июле 1914 года перед началом Первой мировой войны. Три года работая в военном госпитале, она все же находила время заниматься искусством. В больнице Вера познакомилась с врачом-хирургом Алексеем Замковым и спустя четыре года вышла за него замуж.
В предреволюционные годы Вера Мухина создавала эскизы костюмов для постановок Камерного театра Александра Таирова. В 1920-х годах, участвуя в выполнении государственного Плана монументальной пропаганды, Вера Мухина выполнила проекты памятников Владимиру Загорскому и Якову Свердлову.
Вера Мухина проявила своё дарование и в области дизайна: в 1923 году она оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, которая в то время располагалась на территории современного Парка Горького. Вера Мухина также увлекалась модой и совместно с модельером Надеждой Ламановой создала коллекцию одежды из дешёвых грубых тканей, которая произвела фурор и завоевала гран-при на Всемирной выставке в Париже.
В 1920-х годах Вера Мухина начала заниматься педагогической деятельностью: вела класс лепки в Московском кустарно-художественном техникуме при Музее игрушки, преподавала в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН).
В 1927 году на юбилейной выставке, посвящённой 10-летию Октября, работа Веры Мухиной «Крестьянка» заняла первое место. Скульптура приобрела мировую известность и была признана одной из лучших на XIX Международной выставке в Венеции. Её приобрели для музея Револтелла в Триесте, а после Второй мировой войны она попала в Ватикан. Для Третьяковской галереи была отлита бронзовая копия скульптуры.
Вера Мухина работала в жанре скульптурного портрета, в котором стремилась представить собирательный образ времени и своей страны. Для спроектированного Борисом Иофаном павильона СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 году Вера Мухина создала скульптурную композицию «Рабочий и колхозница». Монументальная и лёгкая одновременно, она изумила зрителей своим неудержимым порывом, воплотила динамику, одухотворённость и триумф новой эпохи. В 1939 году монумент был установлен в Москве недалеко от северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (в настоящее время ВДНХ). Вера Мухина воспевала победу человеческого духа и в других скульптурах, среди них: «Земля», «Море», «Борей», «Родина», «Хлеб».
С конца 1930-х годов Вера Мухина работала на Ленинградском фарфоровом заводе имени Ломоносова (в настоящее время – Императорский фарфоровый завод), затем – в экспериментальном цехе художественного стекла при Ленинградской зеркальной фабрике (до 1996 года – Ленинградский завод художественного стекла). В произведениях из художественного стекла Вера Мухина использовала свойство его светопреломления, и именно её эксперименты оказали определяющее влияние на стилевое развитие советского декоративно-прикладного искусства 1940–1950-х годов. Вазы, кубки, броши, статуэтки, словно светились изнутри. Есть воспоминания художника Успенского, который был в рабочей группе под руководством Веры Мухиной. Перед ними поставили задачу разработать эскизы посуды советского времени, которая могла бы использоваться в заведениях общепита. В том числе специалистам поручили создать прочный, красивый, удобный стакан, который бы легко мылся. Художник в своих воспоминаниях пишет, что тогда был подготовлен широкий ассортимент разных видов посуды, среди которого оказался и всем известный граненый стакан.
Одними из лучших в отечественной скульптуре стали работы Мухиной, созданные в период Великой Отечественной войны: портреты полковников Ивана Хижняка и Бария Юсупова, балерины Галины Улановой, хирурга Николая Бурденко. Совершенно разные, они воплотили и подвиг, и сдержанность, и стойкость духа. Скульптор писала: «Волна небывалой войны выплеснула из недр народа таких героев, изобразить которых художник может считать честью для себя».
После войны Вера Мухина продолжила работать в области монументальной скульптуры. В 1951 году в Москве на площади Белорусского вокзала был открыт памятник писателю Максиму Горькому. А памятник Петру Чайковскому она называла своей «лебединой песней». Вера Мухина рассказывала, что изобразила композитора в момент творчества, когда он прислушивается «к звукам русской свирели». Памятник был открыт перед зданием Московской государственной консерватории в 1954 году.
Вера Мухина была убеждена, что «искусство призвано не только отражать жизнь и радовать людей, оно должно зажигать их и поднимать на битву, на всё великое, мудрое и прекрасное». Лучшие ее работы сегодня украшают знаковые места столицы, фотографии которых хранит Главархив Москвы. Скульптуры мастера можно увидеть на ВДНХ, у парка Дружбы, у Белорусского вокзала, на Большой Никитской улице,в спортивном комплексе «Лужники».
«Если с другом вышел в путь»: Главархив – о документах по истории туризма из виртуального музея