Войти в почту

Царство теней на Стрелке: новаторскую постановку оперы Глюка представят в пакгаузе

Царство теней на Стрелке: новаторскую постановку оперы Глюка представят в пакгаузе
© В городе N

Сложнейшие костюмы, исторические инструменты, театр теней и множество других нестандартных находок ждет нижегородцев на премьере оперы «Орфей и Эвридика» (18+), которая состоится 23 июня. Необычно и само место, где будет представлен спектакль — новый концертный зал в одном из пакгаузов на Стрелке. О том, как рождалась постановка, ее создатели рассказали на пресс-конференции 22 июня.

Напомним, концертный зал в пакгаузе открылся в начале июня. Нижегородцы уже успели оценить звучание под его сводами классической музыки в исполнении оркестра musicAeterna под руководством известного дирижера Теодора Курентзиса. Однако возможности уникального зала-трансформера позволяют показывать там и полноценные спектакли.

Примечателен и тот факт, что знаменитая опера Кристофа Виллибальда Глюка еще ни разу не ставилась в Нижнем Новгороде, а в той версии, в которой ее увидят зрители Приволжской столицы, она не исполнялась нигде. До нашего времени дошли четыре авторские редакции «Орфея и Эвридики» — венская, парижская, пармская и неаполитанская. Создатели постановки отмечают, что у них получилась своя — нижегородская. Она представляет собой компиляцию всех четырех.

Наша постановка основана на пармской редакции с вкраплениями номеров из других, которые в нее не вошли, — пояснил художественный руководитель Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина Алексей Трифонов.

По словам дирижера-постановщика Дмитрия Синьковского, создатели постановки постарались задействовать как можно больше инструментов, но при этом сохранить шедевр Глюка.

Сама опера впитывает в себя огромное количество информации, накопленной за время эпохи барокко, и является своеобразным мостом в классический стиль. Это очень важно для нашего молодого оркестра. Мы постарались использовать все доступные нам материалы и сохранить самые интересные арии. В постановке задействована большая часть состава оркестра, играют и трубы, и кларнеты. Частично используются и исторические инструменты. В опере звучит натуральная труба, применяются жильные струны, — рассказал Синьковский.

Все арии будут исполняться на языке оригинала — итальянском. Для тех, кто не понимает его или не знаком с сюжетом античного мифа, предусмотрена бегущая строка с переводом над сценой.

Мы постарались максимально сохранить аутентичную структуру произведения. Замена языка всегда влечет большое количество других красок и эффектов и не дает той информации, которая закладывалась в музыку изначально, — считает Синьковский.

Необычным может показаться зрителям и то, что партия Орфея исполняется женским голосом. Роль влюбленного поэта играют солистки Нижегородского театра оперы и балета Дарья Телятникова и Яна Дьякова. Впрочем, как пояснили создатели постановки, данная традиция была заложена еще в XIX веке великой Полиной Виардо.

Я достаточно привычно чувствую себя в этой роли. Для моего голоса — колоратурного меццо-сопрано — нередко пишутся партии юношей и молодых мужчин. В моей практике это уже не первый опыт. В образ Орфея я постаралась вложить максимальную долю трагизма, — поделилась Дарья Телятникова.

Создатели «Орфея и Эвридики» по достоинству оценили и новое пространство. Как отметил Алексей Трифонов, уже на стадии проектирования зала было понятно, что здесь можно проводить не только концерты, но и экспериментальные постановки.

Здесь сложная система театральной механики, сейчас она в состоянии пуско-наладки. Звучание зала прекрасное, в нем комфортно работать и музыкантам, и вокалистам. К сожалению, в силу обстоятельств еще не пришел свет. Но я уверен, что в ближайшие месяцы он появится. Технические возможности зала достаточно широкие. В следующем сезоне мы планируем представить здесь камерный балет, — отметил Трифонов.

В процессе подготовки постановки возникли и некоторые трудности. Алексей Трифонов рассказал, что после начала спецоперации на Украине зарубежные издательства объявили бойкот российским государственным учреждениям культуры, и нотный материал пришлось доставать через знакомых.

«Это было нелегко, но мы нашли все четыре авторские редакции Глюка. Дружеские связи между музыкантами намного сильнее ситуации, — заявил Трифонов.

Режиссерами-постановщиками оперы выступили лауреаты премии «Золотая маска» Вячеслав Игнатов и Мария Литвинова.

В первую очередь мы работаем с формой. На сцене не должно быть ничего бытового. Мы постарались совместить оперу с кукольным театром и театром теней. Сам образ Орфея — это олицетворение чистого искусства. Мы хотим, чтобы зритель погрузился в сказку, и надеемся, что у нас получилась красивая художественная картина на сцене. Даже если зритель не поймет содержание, он получит эстетическое удовольствие, — отметила Мария Литвинова.

За тени отвечают артисты балета. По словам Литвиновой, они овладели этим искусством за месяц.

У нас сложные костюмы. Их создавали художники-постановщики, сестры-близнецы Ольги и Елена Бекрицкие. Прелесть работы с ними в том, что мы видим на сцене то же, что и на эскизах. В работе над костюмами помогали и мастера — закройщики, технологи. Ранее они же оформляли балет «Щелкунчик». Есть и отдельные мастерские, которые делают головные уборы — они в постановке тоже достаточно сложные. Очень многие сцены проходят в тенях, и костюмы должны работать в этих условиях. Мне кажется, мы справились с этой задачей. Все хореографические сцены построены с учетом костюмов, — поделилась Литвинова.

Декорации в постановке используются по минимуму. Все решается за счет видеопроекций.

Мы не ставили задачу наполнить сцену конструкциями. У нас все легкое, воздушное и мобильное, — добавила режиссер-постановщик.

Заместитель председателя правительства Нижегородской области Олег Беркович добавил, что новый концертный зал будет использоваться регулярно. В этом году здесь также пройдет фестиваль «Стрелка», состоятся гастроли лучших российских музыкальных коллективов.

Площадка готова, здесь уже звучала лучшая мировая музыка. Мы изначально делали это пространство многофункциональным. После первых концертов многие отметили, что это лучший камерный зал в городе,- сказал Беркович.

Напомним, премьера спектакля «Смута» состоялась в нижегородском театре драмы.