Жемчужина Подмосковья: великая и трагическая история одного города
Если вы запутались в размышлениях, куда бы, обернувшись за один день, съездить в выходной, чтобы интересно и с пользой провести время, поезжайте в Дмитров. Один из красивейших и ухоженных городов Московской области вас не разочарует. Древний кремль, старинные храмы и монастыри, великолепные музеи, живописные холмы Клинско-Дмитровской гряды, Канал имени Москвы — и все это в полусотне километров от столицы.
Младший брат Москвы, Дмитров может смело претендовать на звание главной исторической жемчужины Подмосковья.
— Здесь Юрий Долгорукий мирный какой-то, не похож на того, что у нас на Тверской стоит, — сказала жена.
В отличие от величаво-державного конного памятника Юрию Долгорукому, стоящего напротив мэрии в Москве, монумент в Дмитрове изображает князя пешим и не в грозном кольчужном обвесе.
— После основания им Москвы до закладки Дмитрова семь лет прошло, — ответил я. — Жена, дети… Суровая семейная жизнь кого угодно заставит поменять боевой шлем на шапку-мурмолку.
— Да ну тебя, — привычно отмахнулась супруга, — чем болтать впустую, пойдем лучше на крепостной вал поднимемся. В интернете пишут, что он единственный такой в Европе остался.
Русская «мирная конференция»
Действительно уникальный факт: защитный земляной вал в Дмитрове сохранился до наших дней по всей своей длине — 990 метров. Город возник как крепость на границе Ростово-Суздальского княжества. Назначением его было заслонять от врагов пути в суздальские земли.
В отличие от большинства античных и средневековых городов, которые, как Рим и Москва, вырастали на холмах, Дмитров заложили на низменном месте. Но он был удобно расположен не только в стратегическом отношении, но и в экономическом — на пересечении торговых путей. Важную роль в истории Дмитрова сыграла полноводная тогда река Яхрома. Она впадает в реку Сестру, Сестра — в Дубну, Дубна — в Волгу. Водные пути связали Дмитров со многими территориями Руси. Северный по Волге и Шексне вел к Белому озеру, где находился Кирилло-Белозерский монастырь, откуда доставлялись рыба и дефицитная в средневековые времена соль. Западный путь через Тверь шел к Новгороду Великому, к Ладоге.
Вниз по Волге можно было спуститься к Нижнему Новгороду и дальше — до самого Каспия. Поэтому вокруг дмитровской крепости возникли посад и базар, на котором шел торг между жителями и гостями. Городок богател и быстро разрастался.
Все бы хорошо, да стоял Дмитров на границе трех соперничавших княжеств: Московского, Тверского и Переяславского. Между их властителями шла непрерывная грызня за расширение земель, усиление влияния, да и просто пограбить дружины молодецкие не раз в Дмитров заворачивали. Мало того, что сами свое рушили, так еще и иноземцев приводили: шесть раз Дмитров дотла сжигали татаро-монголы.
В 1301 году в Дмитрове прошел съезд четырех князей. Впервые, наверное, в русской истории прошла «мирная конференция», на которой великий князь Владимирский Андрей, Тверской князь Михаил, Переславский князь Иван и великий князь Московский Даниил договорились о прекращении междоусобиц. Клятвы дали, да, увы, недолго слово держали. Древнерусская резня закончилась только с установлением в России единоличной власти. Видно, судьба у страны такая: либо жесткая централизация, либо кровь и пепел смуты…
Тем не менее дмитровские мирные переговоры нашли отражение в символике современного Дмитрова. В 1781 году Екатерина II проводила территориальную реформу и каждому уездному городу жаловала герб. Дмитров получил такую эмблему: «В верхней части щита герб Московский. В нижней — четыре Княжеския короны в горностаевом поле, в память бывшаго в оном городе знаменитаго четырех Российских князей съезда».
Славное и горькое прошлое
Эти исторические факты мы узнали в музее-заповеднике «Дмитровский кремль». Это несколько музеев, объединенных под одним началом и каждый интересен по-своему.
Чтобы избавиться от иллюзий, что плохо нам живется в XXI веке, стоит остановиться у подлинной курной избы конца XIX века. Это типичное жилище русских крестьян того времени размерами 3,5 на 3,5 метра топилось «по-черному». Дым из устья печи выходил в единственную жилую комнату, откуда вытягивался через дымоход и волоковые окна — прикрываемые доской маленькие проемы, прорубленные в двух положенных друг на друга бревнах.
Впрочем, сейчас многие современники числят себя потомками купцов или, бери выше, — дворян (Россия ныне как Грузия, где каждый второй — князь!). Что ж, рядом в том же музейном зале комплект купеческих бытовых предметов, включающий в себя великолепный, обитый прорезным железом сундук-подголовник XVIII века, типичные для городской культуры самовар и ручную кофемолку. Еще одна экспозиция посвящена дворянским усадьбам. Представлены вещи и документы, принадлежавшие родам Обольяниновых, Олсуфьевых, Головиных, Апраксиных, давших России многих выдающихся военных и государственных деятелей.
Из экспонатов времен более близких стоит посмотреть те, что рассказывают о славной и трагической истории строительства канала Волга — Москва. Рукотворная водная артерия, носящая сегодня имя Канал имени Москвы, была крайне нужна для снабжения растущей столицы питьевой водой и обеспечения судоходства по Москве-реке. Прокопали 128 километров и построили гидротехнические сооружения невероятно быстро. Горькая правда: «стахановская» стройка в 1930-х была обеспечена ценой жизней многих заключенных Дмитлага — крупнейшего лагерного объединения в системе ОГПУ-НКВД. С 1932 по 1937 год через его «зоны» прошло, по разным данным, от 600 тысяч до миллиона 200 тысяч человек. Работали в тяжелейших условиях. В Дмитрове ходит легенда, что однажды на стройку приехал Сталин.
Вождь увидел, что зэки работают в грязи босиком. Сталин приказал расстрелять начальника отдела снабжения, а подневольных работяг обуть. Снабженцу приговор в исполнение привели сразу, а вот насчет обуви для «канал-армейцев» история сведений не сохранила.
Стрелочница, спасшая Москву
Самым критичным днем Битвы за Москву историки называют 28 ноября 1941 года. На северном направлении немцам удалось форсировать канал Волга — Москва. Советской столице грозило полное окружение, и путь вражеским танкам к ней был открыт, советских войск на северных подступах почти не было.
Фашистов остановили на Перемиловской высоте под Дмитровом огнем бойцы всего двух орудийных расчетов, которыми командовал лейтенант Гурий Лермонтов. Советским артиллеристам удалось подбить два вражеских танка и уничтожить до роты немецких солдат. Но силы были явно не равны, и немцы, подтянув резервы, смяли бы горстку наших солдат, не подоспей на помощь бронепоезд № 73 войск НКВД под командованием майора Федора Малышева. А бронепоезд бы не подошел, не открой ему стрелку на дмитровской железнодорожной станции 20-летняя Мария Литневская.
— 11 ноября 1941 года она не погибла только чудом, — рассказала нам сотрудница музея Нина Семеновна Костина. — Вот у нас в экспозиции выставлена та самая немецкая бомба, которая упала рядом с Литневской в болотистое место и не разорвалась. Марию сшибло волной грязи, а когда она пришла из своей будки стрелочника на вокзал, то увидела, что там ее коллегам повезло меньше. Много железнодорожников погибло от бомбежки в тот день. Поэтому Литневской приказали дежурить бессменно.
10 дней она находилась на рабочем посту. Ее забыли предупредить о срочной эвакуации, поэтому на станции она оставалась одна. Как будто высшие силы ей предназначили спасти Москву.
Бронепоезд из Вербилок на Яхрому шел на всех парах. Услышав шум, Мария вмиг сообразила, что надо сделать, и бросилась открывать ему путь, иначе бронированный состав ушел бы под откос. Буквально в последнюю минуту девушка сумела перевести тяжелую, засыпанную снегом стрелку. Сейчас понятно: если бы не успела, то немецкие танки пошли на Москву с направления, где у нас не было обороны. А так бронепоезд успел примчаться на выручку артиллеристам лейтенанта Лермонтова, его команда огнем бортовых орудий уничтожила восемь танков врага, а вскоре подоспели и сибирские стрелки, ускоренным пешим маршем на 30-градусном морозе двигавшиеся от Загорска.
Фашистов остановили и погнали на запад: началось наше знаменитое контрнаступление. Стрелочницу, спасшую Москву, по ходатайству командира бронепоезда в 1942 году наградили орденом Красной Звезды. В мае 2019 года в честь Марии Тимофеевны, в замужестве Барсученко, остановочный пункт 75-й километр Савеловского направления Московской железной дороги руководство РЖД переименовало в остановочный пункт имени Барсученко.
Бог поблагодарил ее за подвиг долгой жизнью. Почетный гражданин Дмитрова, Мария Барсученко в этом году отметила юбилей: 100-летие.
Аристократ-революционер
В Дмитрове находится дом-музей, в который едут со всего мира. Представитель древнейшего княжеского рода, потомок Рюрика в 30-м поколении, Петр Алексеевич Кропоткин был, есть и будет гуру анархического движения. Если вы думаете, что его лозунг «Анархия — не хаос, а свобода личности, мысли, творчества» еще в 1920-х растворился вместе с пьяной матросней и махновскими тачанками в степной пыли Херсонской губернии, то вы напрасно так думаете. «Леваки» во Франции, странах Азии и Латинской Америки и сегодня сверяют свой юношеский революционный пыл со строгой классикой книг Кропоткина, которыми некогда зачитывался и юный Владимир Ульянов.
В Дмитрове Петр Алексеевич поселился в 1918-м, стариком. За спиной была бурная жизнь. Родился он в 1842-м в Москве, с отличием окончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге.
Имея по выпуску право выбора, не в блестящую императорскую гвардию попросился, а в казачьи войска в Сибирь. Пять лет провел в путешествиях (в России — научно-исследовательских, в Маньчжурии — еще и разведывательных). Уже в 24 года стал считаться выдающимся ученым: написал фундаментальный труд о происхождении ледников, теоретически доказал существование Земли Франца-Иосифа.
В «Русском географическом обществе» он работал вместе с лучшими людьми отечественной науки — антропологом Миклухо-Маклаем, зоологом Северцевым, исследователем Азии Пржевальским. Но больше географии и геоморфологии Кропоткина увлекла философия построения справедливого человеческого общества. Революционный кружок — арест — два года в камере Петропавловской крепости — дерзкий побег из тюремной больницы — 40 лет в эмиграции.
Петр Кропоткин стал самым известным в мире теоретиком анархизма. Вернувшись в Россию в 1917-м, он отказался от предложенных Лениным кремлевской квартиры и кремлевского пайка, поселился с женой в Дмитрове, в небольшом деревянном доме. За создателем концепции анархокоммунизма («Свобода — не именинный подарок. Ее нужно взять, даром она никому не дается») присматривали чекисты, у которых был ленинский приказ: «Старика не трогать!» Кропоткин, чьи идеи поднимали в атаки повстанческие армии, возделывал разбитый под окнами огородик и писал Ленину письма: «Бросаться в красный террор, а тем более брать заложников… недостойно социалистической революционной партии и позорно для ее руководителей». И список в конце прилагал: фамилии невиновных людей, попавших в жернова революционных репрессий. Он многих тогда спас от расстрелов.
Что до нас с женой, то анархические идеи князя-революционера для нас далеки. А вот эта мудрая мысль великого человека понравилась и запомнилась: «Люди жаждут бессмертия, но упускают тот факт, что память о действительно добрых людях живет вечно. Она запечатлевается на следующем поколении и передается детям. Неужели им мало такого бессмертия?»
ЦИФРА
56 миллионов человек совершили туристические поездки по просторам нашей родины в прошлом году.
ЦИТАТА
Летописный свод («Царь-книга») Ивана IV (Грозоного), 1568-1576:
— В лето 6662 родился Юрью сын Дмитрей, бе бо тогда в полюдье на реце на Яхроме и со княгинею, и заложи град во имя его и нарече и Дмитров…