Большой театр возвращает на сцену балет "Анюта" по рассказу Чехова

МОСКВА, 14 июня. /ТАСС/. Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) на Новой сцене представит во вторник восстановленный балет Валерия Гаврилина "Анюта" по рассказу Антона Чехова "Анна на шее", хореографом-постановщиком возрожденного спектакля выступил народный артист СССР Владимир Васильев. Об этом сообщила ТАСС пресс-атташе театра Катерина Новикова.

"Балет "Анюта" - сочинение интересной судьбы. Прежде чем появиться на театральных подмостках, балет на музыку Валерия Гаврилина, придуманный сценаристом и режиссером Александром Белинским, в 1982 году вышел на экраны страны в телевизионной версии и сразу тронул сердца миллионов зрителей. Главную роль исполнила блистательная балерина, народная артистка СССР Екатерина Максимова, партию Петра Леонтьевича (отца Анюты) - народный артист СССР Владимир Васильев. Успех фильма-балета в России и Европе заставил Владимира Васильева задуматься о постановке "Анюты" на театральной сцене. Была добавлена музыка, расширены хореографические номера, и в 1986 году родился новый балет, которому была суждена долгая сценическая жизнь", - рассказала Новикова.

Она напомнила, что мировая премьера "Анюты" состоялась 21 января 1986 года в Театре "Сан-Карло" (Неаполь, Италия). В России балет был впервые показан в Москве 31 мая 1986 года на сцене Большого театра. "С тех пор балет шел неоднократно на Исторической, а затем на Новой сцене Большого театра. Последний (184-й по счету) спектакль прошел на Новой сцене 3 июля 2016 года", - уточнила собеседница агентства.

"После шестилетнего отсутствия в репертуаре ГАБТ возвращается один из самых обаятельных балетов, поставленных на этой сцене в конце ХХ столетия. Возобновляет "Анюту" хореограф-постановщик Владимир Васильев. Художник-постановщик - Белла Маневич (1922-2002), автор новой сценографической редакции (сценография и костюмы) - Виктор Вольский. Дирижер-постановщик - Павел Сорокин. Исполнителями главных партий в разных составах выступают Анастасия Сташкевич, Кристина Кретова (Анюта); Денис Савин, Михаил Лобухин (Петр Леонтьевич); Вячеслав Лопатин, Игорь Цвирко (Модест Алексеевич); Михаил Лобухин, Денис Родькин (Артынов); Артем Овчаренко, Иван Алексеев (Студент); Андрей Ситников, Александр Фадеечев (Его сиятельство) и другие", - перечислила пресс-атташе, добавив, что премьерные показы "Анюты" пройдут 14 и 15 июня.

О возрожденном спектакле

Перед премьерой своими мыслями о возрожденном балете поделились с журналистами его создатели. Первым речь держал хореограф-постановщик Владимир Васильев.

"Когда мы ставили балет "Анюта", мы даже не думали, сколько он будет жить, какое время ему отведено в истории нашего театра", - признался Васильев. По его словам, спектакль создавался "в общем наспех". "Был отведен всего месяц, и за этот месяц нужно было много всего сделать: и костюмы, и декорации, а большая часть труппы тогда была за рубежом", - вспомнил мастер.

При этом он отметил, что "само повествование, сам язык Чехова носит какой-то отпечаток удивительной нежности, теплоты". "<…> Люди выходили после спектакля, в антракте - у многих были слезы на глазах. Я думаю, что все-таки главное - это Чехов, выраженный композитором Гаврилиным в его совершенно изумительном творчестве настолько слитно, что он (спектакль - прим. ТАСС) обязан был жить долго. С годами я прихожу к выводу, что много у нас есть очень способных людей", - отметил Васильев.

ы сейчас воссоздаем то, что начато было в России именно на сцене Большого театра. В каждом из своих спектаклей за границей нашего города, в разных театрах я все время старался сделать чуть-чуть палитру еще более точной", - добавил он.

Балерина Кристина Кретова рассказала, что в этом году будет ровно 10 лет с того момента, как она впервые исполнила партию Анюты. "Конечно же, для меня это очень знаковый спектакль. Во-первых, потому что его создал Владимир Викторович Васильев, с которым я работала, когда мне было еще только 18 лет. <…> Я очень рада, что "Анюта" вернулась в стены Большого театра. Самое главное счастье - то, что Владимир Викторович в течение месяца с нами каждый день репетировал", - рассказала артистка. Одна отметила, что при работе над ролью отталкивается от первоисточника, но добавляет в него свои переживания, жизненные эмоции. По ее мнению, спектакль актуален сейчас, как и 10 лет назад. "Каждый из нас хочет в этой жизни получить выгоду, но одни это делают одним путем, а другие - другим", - пояснила балерина.

Денис Родькин, исполнитель партии Артынова, признался, что "всегда самое сложное на сцене - играть, при этом ничего не делая". "Потому что, если есть какой-то хореографический текст, как-то проще становится и передать чувства к партнерше, и показать зрителю то, какой у тебя герой. Но когда ты просто стоишь, когда ты просто присутствуешь на сцене, чтобы на тебя смотрел зритель, это сложно. Здесь уже включается драматический талант, если он, конечно, есть, и собственно говоря, дальше ты "раскачиваешь" своего героя", - поделился танцовщик. "Я вообще очень люблю спектакли, где нужно, скажем, показать не ногами и руками, а душой - то, что всегда было ценно в Большом театре", - заключил артист.