Войти в почту

На волшебное лесное озеро в Волгограде снова вернулись лебеди

В театре «Царицынская опера» состоялась премьера новой версии балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Это уже третье обращение коллектива театра к величайшему произведению мировой балетной классики.

На волшебное лесное озеро в Волгограде снова вернулись лебеди
© Волгоградская правда

В 2010 году на сцене этого театра шел одноактный балет «Танцы лебедей», созданный на основе второго акта «Лебединого озера». А спустя четыре года благодаря полученному театром гранту губернатора Волгоградской области для поддержки творческих проектов в сфере театрального искусства был поставлен полноформатный балетный спектакль в трех действиях уже с декорациями, световыми эффектами и оригинальными костюмами. И вот премьера новой постановки любимого всеми балета в принципиально новой сценической редакции.

В чем же заключается его новизна?

– Теперь этот спектакль начинается не со сцены сказочного лесного озера, а с новой картины, которую мы добавили к первому акту, – рассказывает постановщик спектакля заслуженный работник культуры России Татьяна Ерохина. – В этой картине – торжество в парке дворца по случаю совершеннолетия принца Зигфрида, где ему дарят арбалет, с которым он и отправляется на охоту в лес. На волшебном озере со стаей белоснежных лебедей принц встречает прекрасную птицу, которая в полночь превращается в очаровательную девушку… В спектакле обновлены декорации, для всех персонажей пошиты новые костюмы. Фактически получился совершенно новый спектакль, который, мы надеемся, понравится нашим зрителям.

«Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского – один из самых знаменитых и популярных балетов, который шел и продолжает ставиться на сцене самых известных театров мира. Не многие знают о том, что самая первая постановка балета в 1877 году чешским хореографом Рейзингером в Большом театре оказалась неудачной. Даже сам Чайковский дважды в частной переписке с друзьями назвал свое творение в представленном публике виде «чистой дрянью». Подумать только, и это он – о своем «Лебедином озере»!

Через 18 лет после той неудачи принципиально новую жизнь в постановку вдохнули балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов. Дирижер Ричард Дриго подготовил новую музыкальную редакцию, а брат композитора Модест Ильич переработал либретто. Их совместная работа увидела свет в январе 1895 года и была воспринята публикой уже более благосклонно. Так родилась знаменитая редакция М. Петипа и Л. Иванова, которая живет на сцене до сих пор. Новую сценическую версию этой редакции балета «Лебединое озеро» и увидели волгоградские зрители.

Поставили спектакль главный балетмейстер «Царицынской оперы» Татьяна Ерохина и дирижер-постановщик Сергей Гринёв. Сценография – Георгия Матевосяна, костюмы – главного художника театра Елены Павловской.

В основу либретто балета Владимира Бегичева положена старинная немецкая легенда-сказка о трагической судьбе юной принцессы Одетты и принца Зигфрида, полюбивших друг друга. По сюжету жестокий колдун Ротбарт превращает девушку в лебедя, а спасти ее от заклятия может только признание в любви, данное Зигфридом. Однако колдовские чары злого волшебника едва не приводят к классическому печальному финалу. Но на русской сцене этот балет всегда заканчивается счастливо: добро, как и положено в сказке, обязательно побеждает зло.

Этот удивительно красивый сказочный спектакль, как правило, всегда принимается любой публикой с восторгом. Блистательная музыка гениального композитора делает язык хореографии понятным буквально каждому, особенно в ярких сценах национальных танцев – русского, испанского, неаполитанского, а также мазурки, вальса невест и, конечно, танцев больших и маленьких лебедей.

Взрослая публика и особенно дети всегда с интересом ждут в «Лебедином озере» знаменитый танец маленьких лебедей. Многие считают его своеобразным символом искусства балета. В новой постановке театра их роли исполняют с присущим им мастерством Анна Иванова, Лада Лунева, Ирина Мищенко, Ирина Ярова.

И все же главный успех, как это всегда бывает, выпал на долю исполнителей ведущих партий. На главные роли в премьерном спектакле были приглашены солисты Саратовского театра оперы и балета Кристина Кочетова (Одетта – Одиллия) и заслуженный артист России Алексей Михеев (принц Зигфрид). Роль злого волшебника с успехом исполнил солист нашего театра Алексей Лисицын (Ротбарт).

В памяти зрителей всегда надолго остаются балерины, выступавшие в роли королевы лебедей Одетты. Волгоградцы наверняка запомнят и премьерную исполнительницу этой роли с ее знаменитыми 32 фуэте в образе Одиллии и восторженным па-де-де с Принцем. Наверняка будут вспоминать и впечатляющую танцевальную технику их партнеров – стремительного Даниса Файзуллина в роли Шута, виртуозных исполнителей па-де-труа в первом акте Ольги Одуд, Светланы Яковлевой и Ростислава Мельникова, а также оригинальные танцевальные соло, великолепные дуэты и яркую актерскую игру всего ансамбля балета.

В вечер премьеры оркестр театра под управлением маэстро Сергея Гринёва подарил волгоградскому зрителю целых три часа – а именно столько длился спектакль – незабываемых впечатлений от гениальной музыки П. И. Чайковского. Она приносит радость, заставляет забыть о проблемах и тревогах и более оптимистично смотреть на жизнь.

Несколько слов о сценографии премьерного спектакля. В новой постановке «Лебединого озера» в отличие от его предыдущей версии волшебное озеро лебедей оказалось действительно маленьким, обретя берега, но от этого оно так и не стало по-настоящему лесным. В сказочное же оно преображается, пожалуй, только в третьем акте благодаря впечатляющим световым эффектам. И тут нельзя не отметить отличную работу художника по свету Андрея Павлова.

Костюмы героев балета, созданные по эскизам главного художника театра Елены Павловской, как всегда, отмечены печатью ее богатой фантазии и высокого профессионального мастерства. Они яркие, строго соответствуют национальному колориту героев народных танцев. И только костюмы лебедей, как и положено, остаются в традиционном классическом стиле.

Новая версия балета «Лебединое озеро» – большая серьезная работа театра, который, судя по первому впечатлению от премьеры, кажется, превзошел самого себя и наверняка увеличит число своих поклонников. К концу театрального сезона «Царицынская опера» таким образом сделала волгоградцам отличный подарок. Наверняка у этого спектакля будет в дальнейшем долгая счастливая жизнь.