Волгоградские просторы показали на фоне испепеляющих римских страстей
Волгоградцы, пришедшие сегодня в «Царицынскую оперу» на «Тоску» Джакомо Пуччини, неожиданно для себя оказались на вернисаже картин волгоградского художника Марии Антоненко. Ее персональная выставка «Звенящая Россия» открылась в колонном зале театра перед началом одного из лучших спектаклей, который отметил свой значимый юбилей.
18 родных сердцу мест
– Мы очень рады, что персональная выставка Марии Антоненко развернута в этом замечательном красивом зале, – говорит, открывая выставку, директор музея изобразительных искусств имени Ильи Машкова Варвара Озёрина. – Это уже не первая наша совместная акция с театром «Царицынская опера» по реализации важного просветительского проекта.
Директор театра Сергей Гринёв, в свою очередь, заявил, что открытие этой выставки в стенах театра – это оказанная ему честь знакомить зрителей не только с выдающимися произведениями мировой оперной классики, но и с творчеством молодых талантливых волгоградских художников. Знакомство с их работами перед началом спектаклей и во время антрактов обогащает зрителей, волгоградцы узнают больше о своей малой родине, о художественном творчестве наших земляков и в целом о культуре России.
Мария Антоненко – член Союза художников России, лауреат Государственной премии Волгоградской области. Ее творческая специализация – монументально-декоративное искусство: настенная роспись, мозаика, сграффито, а также живопись. Ее картины уже приобретены Волжским городским краеведческим музеем, Волжской городской картинной галереей, а также частными коллекционерами из России и Германии.
В выставочной экспозиции 18 картин, представляющих самые разные уголки средней полосы России с привычными деревенскими избами, бескрайними степными просторами и храмами, славящимися своим колокольным звоном. Есть в их числе и четыре полотна, написанные художником всего месяц назад в районах нашей области. Героями картины из станицы Филоновской Новоаннинского района стали гуси, обычные домашние гуси. Эту работу Мария Антоненко так и назвала – «Филоновские гуси». Превалирующая краска на холсте – желтая. Почему?
– Таким образом, – поясняет Мария, – я выразила свое впечатление от станичной жизни в жару, когда под лучами горячего солнца все тихо, спокойно и уютно, когда ощущаешь не только солнечное тепло, но и тепло родной земли. Поэтому желтая краска помогла мне объединить все эти понятия: тепло, солнце, мир, свет…
Рядом – картина «Дуэт» из Дубовского района. По задумке ее автора, это картина о любви: дуб и рядом молодая яблоня. Глядя на это незамысловатое полотно, невольно вспоминаешь знаменитую песню про одинокую уральскую рябину, которой нельзя перебраться к стоящему через дорогу дубу. У нашей же, дубовской, яблони, по воле художника, более счастливая судьба…
На двух других картинах Марии Антоненко, написанных ею на весенних плинерах, – крутые обрывы на берегу Волгоградского водохранилища. На одной – цветущее дерево вишни, на другой – буйство силы: мощь ветра и ярость воды, проявляющиеся во время стихии.
Итальянские страсти
…Звенит третий звонок, и посетители выставки картин спешат в зрительный зал. Сегодня – «Тоска» с историей трагической любви певицы Флории Тоски и художника Марио Каварадосси. Этот спектакль недавно отметил свое 10-летие на волгоградской сцене.
Когда в конце 2011 года «Тоска» впервые увидела свет рампы «Царицынской оперы», все местные критики написали, что этот спектакль стал главной премьерой года. К ней с особым волнением готовились не только работники театра, но и зрители, которые были заинтригованы сообщениями прессы о том, что постановку спектакля осуществляет творческая группа Мариинского театра Санкт-Петербурга: режиссер Иркин Габитов, дирижер Фабио Мастранжело и художник Вячеслав Окунев.
Роли главных героев тогда с невероятным успехом исполнили молодые вокалисты Юлия Почкалова (Флория Тоска) и Роман Байлов (Марио Каварадосси). А в роли коварного начальника полиции барона Скарпиа выступил приглашенный из Санкт-Петербурга народный артист России Виктор Черноморцев. Эстафету этой роли у прославленного актера из Мариинского театра на втором премьерном спектакле принял наш баритон Александр Мельников, который не менее успешно представил своего героя, чем вызвал похвалу зрителей и одобрение коллег по сцене.
Ведущий в то время волгоградский театральный критик Татьяна Кузьмина, которая отметила не только достоинства, но и недостатки нашумевшего спектакля, закончила свою рецензию словами: «Теперь хотелось бы знать дальнейшую судьбу спектакля… Что с ним будет, когда «мариинцы» уедут домой, в Петербург? Сколько раз в месяц и вообще как регулярно «Тоска» будет идти на сцене театра? И самое главное: поддержат ли спектакль волгоградцы?..»
Ответ на эти вопросы дает афиша и сегодняшний вечер в театре. В «Царицынской опере» эта опера успешно идет уже одиннадцатый год, и интерес волгоградских зрителей к нему не иссякает. Правда, дают «Тоску» не так часто – всего два-три раза в сезон. И зрительный зал, как было и сегодня, каждый раз полон.
Нередко бывает так, что спектакли с годами ветшают. Их обновляют: меняют некоторые детали в оформлении декораций и костюмах, уточняют нюансы в привычных мизансценах. Но волгоградская «Тоска», кажется, не изменялась за прошедшие годы и даже не утратила своей «мириинской» ауры, особенно в сценографии. Спектакль продолжает идти в своем первозданном виде.
Премьерный лоск, конечно, давно ушел, но дух испепеляющей итальянской страсти трагической любви главных героев остался. Изменился, правда, состав исполнителей главных ролей. Заглавную партию сегодня исполнила заслуженная артистка РФ Анна Девяткина, в роли Карадосси успешно выступил Алексей Михайлов, а роль Скарпиа достойно сыграл Руслан Сигбатулин.
«Тоска» продолжает свою, надо полагать – счастливую, жизнь на волгоградской сцене!
Подробнее об этом смотрите в нашем материале.
Видео: Екатерина Алтухова, Татьяна Крючкова, Сергей Григоренко, Алексей Алтухов.