Войти в почту

В Рязанской области 1 июня отмечают 99 лет со дня рождения писателя Бориса Можаева

Каждый год программа разная, в этот раз решили читать произведения Бориса Можаева в центре посёлка. Ранее праздники бывали и более масштабными, гостями фестиваля в честь Можаева становились его друзья – например, актёр Валерий Золотухин.

В Рязанской области 1 июня отмечают 99 лет со дня рождения писателя Бориса Можаева
© 62info.ru

Борис Можаев родился в Пителине 1 июня 1923 года. Семья была большая, её многочисленные представители жили в этих местах уже не первый век. Отец писателя, Андрей Можаев, держал крепкое крестьянское хозяйство. Рядом с родным селом были прекрасные заливные луга, поездки на сенокос оставили яркие впечатления в душе будущего писателя.

Борис Можаев работал учителем, потом ушёл на фронт. После войны окончил училище ВМФ в Ленинграде и отправился служить на Дальний Восток. Первые публикации относятся к 1949 году. Писал стихи, рассказы, но показал себя и мастером крупной формы – его роман «Мужики и бабы» получил Государственную премию.

События романа разворачиваются в Тиханове – под этим названием скрывается Пителино. Пейзажи, география – всё это, немного изменённое, легко угадывается местными жителями. Роман частично автобиографичен, семья Можаевых получила в нём фамилию Бородиных.

По произведениям Можаева Юрий Любимов ставил спектакли в Театре на Таганке, а запрещала их лично Фурцева. Известен Можаев и как киносценарист, один из самых популярных фильмов – «Хозяин тайги». В фильме сыграли Валерий Золотухин, с которым Можаев и потом поддерживал дружеские отношения, и Владимир Высоцкий, который посвятил Можаеву стихотворение «Смотрины».

Ещё одним другом Можаева был Александр Солженицын. Писатели познакомились, когда автор «Одного дня Ивана Денисовича» жил в Рязани. «Мой близкий, тесный друг», - писал Солженицын о Можаеве.

Тот, в свою очередь, помогал опальному другу собирать материалы о крестьянских мятежах начала ХХ века, приглашал его в гости в родные пителинские места.

«И всегда–то взлётчиво–подвижный Боря в родных лугах еще убыстрился, еще оживился, вот тут он был на месте, как еще нигде я его не видел, от радости он надышаться не мог, широкая улыбка его не закрывалась, — он сам как рос тут со всем растущим, перебегал и перелетал со всем одушевленным тут. И во всём, что мне показывал, поражал доглядчивым объяснением, знанием, наблюдательностью завидной», - вспоминал позже Солженицын эту поездку.

В Пителине визит друзей тоже запомнили. Троюродная сестра Бориса Можаева, Александра, рассказывала, что родственник с другом, заметив её у дома, попросили попить, видимо, устав на летней жаре. Она пригласила их передохнуть в яблоневом саду у дома. Тут подошёл еще один троюродный брат писателя, с которым они хорошо приятельствовали, Николай Можаев. Так и засиделись они в саду едва ли не до утра, говоря – кто знает о чем? О фронте, который прошли все трое ещё молодыми? О тех самых крестьянских волнениях, память о которых была ещё свежа в Пителинском районе? Когда к Солженицыну пришла популярность, сын Александры узнал в нем того самого гостя, который сидел в саду летним вечером и короткой летней ночью. Сам факт поездки в Пителинский район тогда нигде ещё не был подтверждён – Солженицын написал о ней не один год спустя.

Позже Солженицын писал с Можаева главного героя «Красного колеса»: «И слушал я во все уши, и записывал, и глазами Борю поедал, как живое воплощение средне–русского мужичества, вот и повстанчества, — а до самой главной догадки не добрался, да это и такой писательский закон: догадка образа приходит чаще всего с опозданием, даже и много позже. Лишь через месяцы я догадался: да Борю–то и описать главным крестьянским героем «Красного Колеса»! — естественно входил он и в солдатство, с его бойцовской готовностью, поворотливостью, и в крестьянскую размыслительность, чинную обрядность, деликатность, — и во взрыв тамбовского мятежа».

Позже Солженицын писал в Пителино письмо – просил увековечить память Бориса Можаева.

Сейчас в Пителине помнят Бориса Можаева, живы его родственники, цел тот сад, где под яблонями шли разговоры о том, что позже питало большую литературу; установлен мемориальный камень на месте, где стоял дом писателя. Имя писателя носит местная библиотека. В следующем году будет юбилейная дата – сто лет со дня рождения Бориса Можаева. Подготовка к ней уже идёт.