Россия расторгает сотрудничество с США в сфере образования и культуры. Что об этом думают российские специалисты?

Россия расторгла меморандум о сотрудничестве с США в области образования, культуры и СМИ. Соответствующее постановление премьера Михаила Мишустина опубликовано на портале правовой информации. Правительство поручило МИД уведомить об этом решении американскую сторону.

Россия расторгает сотрудничество с США в сфере образования и культуры. Что об этом думают российские специалисты?
© BFM.RU

У России и США в последние десятилетия — тесное культурное и образовательное взаимодействие. Возьмем тот же театр: во-первых, есть бродвейские мюзиклы, на которые куплены права, плюс отдельные постановки американских режиссеров.

Пожалуй, самый яркий пример — гений театрального авангарда Роберт Уилсон, который ставил «Мадам Баттерфляй» в Большом, «Сказки Пушкина» в Театре наций, «Травиату» вместе с Курентзисом в Пермском театре оперы и балета. Те же «Сказки Пушкина» продолжают с успехом идти, а вот с некоторыми мюзиклами в России и при меморандуме в последние месяцы начали возникать вопросы со стороны американских правообладателей, рассказывает режиссер Алексей Франдетти:

— У нас, таким образом, отозвали права на мюзикл «Франкенштейн» в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии. Мы выдохнули, начали с российским композитором по этому роману, потому что роман благо XIX века и его никто не может у нас забрать, писать свой продукт. И он получается не хуже, честно говоря, того, что было изначально. Насколько я понимаю, на новые спектакли прав не дают, по крайней мере в мюзиклах уж точно. Все, что идет в Москве, пока [не затрагивается], но, насколько я знаю, у моего спектакля «Эвита» отозвали права и у мюзикла «Иосиф» в Санкт-Петербурге тоже отозвали права. Это хорошая мотивация, я считаю, я за себя говорю, я научился, как работать с лицензионным продуктом, так что, может быть, настало время сделать свой.

— Как быстро можно переделать спектакль?

— За год. У нас пока сохраняются права на определенное количество показов, но когда это количество показов будет исчерпано, да, придется поставить на паузу.

С американскими музеями у российских взаимодействие менее тесное, чем с европейскими. Хотя были примеры успешных масштабных выставок, например Энди Уорхола в 2020 году в Новой Третьяковке.

Но, кажется, самыми чувствительными могут быть последствия разрыва меморандума для образования и науки. В последние годы выросла доля российских публикаций в международных журналах совместно с американскими исследователями, а сейчас некоторые ученые вынуждены отказываться от таких публикаций. Во-первых, издатели и владельцы реферативных баз данных Web of Science и Scopus приостановили доступ к подписке для российских организаций. Во-вторых, публикации сами по себе подорожали, говорит директор Института системной и программной инженерии и информационных технологий НИУ МИЭТ Лариса Гагарина:

Лариса Гагарина директор Института системной и программной инженерии и информационных технологий НИУ МИЭТ «Публикации на коллектив ученых из шестерых человек в этом году стоят 145 тысяч рублей, в прошлом стоили около 78 тысяч рублей. С западными коллегами до недавнего времени у нас были и двойные дипломы, в университет Глиндор в Великобритании посылали магистрантов, ездили магистранты в Рим в университет по программной инженерии. А с США не было связи. С Европой связи продолжаются. Научное сообщество, естественно, не может быть изолировано».

Студенты и школьники, особенно учащиеся частных школ, раньше активно ездили на стажировки и на полноценное обучение в Америку. Однако прошлой весной Соединенные Штаты приостанавливали выдачу неиммиграционных виз, в том числе студенческих. Тогда россиянам посоветовали подавать документы на визы в других странах, что делало процесс еще сложнее и дороже. Так что многие студенты еще год назад потеряли надежду поехать в Америку.