Россия отказалась от сотрудничества с США в сфере образования, культуры и СМИ
Обновлено в 13:18
Россия расторгла меморандум о сотрудничестве с США в области образования, культуры и СМИ. Соответствующее постановление премьера Михаила Мишустина опубликовано на портале правовой информации. Правительство поручило МИД уведомить об этом решении американскую сторону.
Меморандум действовал с 1998 года. Тогда обе страны договорились содействовать взаимному сотрудничеству в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования, архивного дела, а также поощрять развитие культурных обменов для содействия лучшему пониманию культуры друг друга.
Один из самых ярких примеров взаимодействия США и России в театральном плане — постановка в Москве «Сказок Пушкина» — спектакля знаменитого американского режиссера Роберта Уилсона. Это было еще в 2015-м, но спектакль до сих пор с успехом идет в Театре наций. О примерах взаимодействия в театре и о своем отношении к разрыву меморандума говорит театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина:
Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Роберт Уилсон — замечательный американский режиссер — ставил в России не так много, например, в Театре наций идут «Сказки Пушкина», очень интересный спектакль. Мы о нем узнали благодаря Чеховскому фестивалю, который привозил несколько очень интересных его работ, оказавших влияние на российскую театральную культуру. Когда началась Вторая мировая война, в Большом театре репетировали Вагнера, и только в 1941 году, с началом войны, его отменили. Шел Имре Кальман, шли оперетты Жака Оффенбаха. Культура — это та нематериальная вещь, которую ты в руках не подержишь, это не деньги, это не оружие, это то, что соединяет души людей. Не было тогда никаких соцсетей, и люди не были так соединены, их соединяли звуки, слово. Наверное, это продиктовано временем, но, конечно, русофобия, которая культивируется в мире, культивируется искусственно, раздувается, а это значит, что это часть политики. И ответ на эту политику вполне естественный».
США со своей стороны ранее тоже способствовали приостановке взаимоотношений между странами в области культуры и науки. Например, спустя два дня после начала российской военной операции на Украине Массачусетский технологический институт объявил о прекращении сотрудничества со Сколтехом.
Тот же музейный обмен между Россией и США и так уже достаточно давно приостановлен, в последние годы те же зарубежные выставки в России были преимущественно из европейских собраний, рассказывает директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:
Антон Белов директор музея современного искусства «Гараж» «Мне кажется, это ничего не значит, потому что, например, музейный и культурный обмен был практически остановлен еще до 24 февраля. В частности, в связи со знаменитым делом библиотеки Шнеерсона, которая хранится на территории России, сейчас она в открытом доступе в Еврейском музее. Ввиду того, что мы официально проиграли суд еврейской общине на территории США, после этого мы остановили обмен всеми музейными экспонатами с США. Сказать, что на официальном уровне у нас были какие-то большие связи межгосударственные, я не могу. Я бы сказал, что это были, скорее всего, частные инициативы, и они так и будут продолжаться, тем более США сейчас сильно упростили получение различных профессиональных, культурных и креативных виз для граждан РФ, которые хотят туда переехать. А про какой-то такой обмен я бы забыл на ближайшее время. После истории с библиотекой Шнеерсона официально запрещен с нашей стороны ввоз в США, потому что США не гарантируют защиту после того судебного дела. И в ответ на это Ассоциация музейных директоров США тоже приняла постановление, настоятельную рекомендацию, которую сегодня никто не ослушается, не выдавать произведения из музеев США».
Библиотека Шнеерсона — это коллекция древнееврейских книг и рукописей, собранных любавичским раввином Йозефом Шнеерсоном. Часть коллекции была национализирована большевиками и сейчас хранится в отделе Российской государственной библиотеки в Еврейском музее толерантности в Москве.
Любавичские хасиды добиваются возвращения коллекции Шнеерсона с конца 1980-х годов. В 2010-м суд в Вашингтоне постановил, что хасиды доказали правомерность претензий на древнееврейские рукописи, которые, по его определению, хранятся в России неправомерно.
Между Россией и США также существовала договоренность поощрять научные исследования, которые проводятся учреждениями обоих государств, содействовать изучению русского и английского языков. Было налажено обучение студентов по обмену.
Проблемы с таким сотрудничеством начались в последние несколько месяцев, еще до расторжения меморандума, а теперь, скорее всего, ситуация усугубится, говорит директор Института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина:
Ирина Абанкина директор Института развития образования ГУ ВШЭ «Были программы, в том числе американские, которые позволяли нашим студентам получать стипендии и учиться в США. У нас была программа Global Education, когда, если студент поступал на программу бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и предъявлял свидетельство о зачислении, по этой программе ему компенсировалась стоимость обучения, проживания, расходы на учебники и так далее, а он должен был по возвращении отработать здесь [какое-то время]. Работала и программа AEX — это американская программа, причем довольно гибкая, там необязательно полный курс проходить, можно было проходить стажировки. Были конференции, в которых принимали участие профессора, проректоры университетов. Были даже совместные программы, в том числе с двойным дипломом, совместное научное руководство со стороны американской профессуры и российской. В последние годы предпринято немало усилий, чтобы поднять долю российских публикаций в международных журналах, и это удалось. Многие из этих публикаций были совместные с американскими исследователями».
В конце марта другая западная страна, Великобритания, приостановила финансирование проектов в сфере инноваций, которые проводились совместно «с российскими университетами и компаниями, имеющими стратегическое значение для российского государства». При этом власти Соединенного Королевства подчеркивали, что не вводят индивидуальных санкций против российских исследователей с «безвредными» научными интересами.