Войти в почту

Ярославские "Волгорифмы": новый литературный фестиваль

В мероприятиях фестиваля были задействованы авторы "Ревизора.ru": ваша покорная слуга и Ольга Коробкова . Журналистская этика строго относится к рассказам о проектах с собственным участием. Но для этого события мы решили сделать исключение, так как начинание оказалось удачным, собрало целый ряд поэтов, критиков и ученых, но не журналистов. Надеемся, роскошная пресса у фестиваля впереди. Фестиваль был организован в тесной связке с Ярославским Государственным университетом им. П.Г. Демидова и является, по сути, вузовским проектом. Университет предоставил помещение для фестивальных чтений (в здании бывшего ЦНТИ) и финансирование, в частности, оплатил пребывание докладчиков в . , заместитель декана по учебной работе факультета филологии и коммуникации, на базе которого проходил фестиваль, на правах одного из организаторов осветил его предысторию – в сущности, вся литературная жизнь университета служила своеобразной "подводкой" к "Волгорифмам". Денис Карпов. Фото: сообщество фестиваля "ВКонтакте". - У нас факультет очень молодой, ему 11 лет, раньше не было филологического факультета в университете, рассказал Денис Карпов. – Я пришел в ЯрГУ из педагогического вуза вместе со своим руководителем Николаем Николаевичем Пайковым, который был назначен заведовать кафедрой общей и прикладной филологии. К сожалению, он ушел из жизни в 2011 году. С 2012 года я стал делать на факультете дни и вечера поэзии. Сам я не пишу стихи, но о стихах пишу. На наши встречи приходили студенты, потом – поэты со всего города и , представители творческих союзов приезжали на выступления. Мы даже выпускали сборники. Познакомились с Клубом поэтического перевода из . Это всё было в границах региона. По словам Дениса, долгое время в университете продолжалась налаженная практика поэтических чтений, а потом совпало так, что организаторы почувствовали некоторую усталость от привычного формата – и как раз началась пандемия. Сама жизнь заставила придумывать новые пути творческой реализации. Инициатором и вторым основным организатором встречи выступил поэт , бывший выпускник ЯрГУ, причем не филологического факультета, как можно было бы подумать, а факультета информатики и вычислительной техники. Приятно, что знаменитые "физики-лирики" шестидесятых не исчезли и в наши дни!.. Иван Коновалов сейчас живет и работает в , но идею литературного фестиваля он осуществил в стенах альма матер. Из культурной столицы России на "Волгорифмы" прибыл впечатляющий культурный десант, многие – бывшие ярославцы, но не только. Были также гости из и (в моем лице) . И жители Ярославля и области. Так что фестиваль уже на первом этапе получился межрегиональным. Иван Коновалов. Фото: сообщество фестиваля "ВКонтакте". Иван с Денисом познакомились на одном из факультетских вечеров поэзии в 2010-х годах и сошлись ближе на почве литературных проектов. Иван Коновалов участвовал, например, в выпуске "тонкого литературного журнала" под названием "Кит умер", который придумали студенты факультета филологии и коммуникации. Имелись в виду те киты, на которых держится Земля. Закономерно вышло три номера, потом все киты скончались, и снова пришлось, подобно Треплеву, искать новые формы. Во время пандемии обсуждения и чтения переместились в онлайн, но не прекратились совсем, говорит Денис – что свидетельствует о важности поэтического общения. К онлайн-дискуссиям и семинарам привлекали студентов-филологов, а также молодых авторов. С поэтами говорили о современной поэзии. Онлайн-встречи молодежи очень понравились. Затем, когда режим ограничений смягчился, Иван и еще несколько поэтов специально приезжали из Петербурга на университетский круглый стол, также посвященный вопросам современной поэзии. Именно на том круглом столе зашел разговор о том, что, с одной стороны, поэту, безусловно, интересен зритель, но, с другой стороны, ему не менее интересен критик и филолог и аналитический элемент в программе творческой акции. Так и возникла идея созвать поэтический фестиваль, но не просто собрать поэтов, а предусмотреть ещё научно-критическую программу. Тот круглый стол, полагает Денис, можно считать предтечей фестиваля "Волгорифмы". В фестивальном формате, действительно, сочетались поэтические чтения (причем изначально планировалась декламация чужих стихов помимо своих) и литературоведческие доклады. На сегодня организаторы довольны воплощением замысла. Но оба они отдают себе отчет в том, что это первый опыт, а в дальнейшем формат может усовершенствоваться. (слева) и Дорджи Джальджиреев. Фото: сообщество фестиваля "ВКонтакте". В поэтических чтениях "Волгорифм" участвовали Иван Коновалов, Владимир Бауэр, Роман Ненашев, Юрий Орлицкий, Павел Синельников, Андрей Сенов, Дорджи Джальджиреев, Михаил Ястребов, Дарья Христовская, Оксана Соболь, Влад Ковальский, Андрей Коврайский, , Дмитрий Пожилов, Ольга Коробкова. Кроме чтений, в программе фестиваля были три крупных доклада. Два из них принадлежали научным работникам из Российского Государственного Гуманитарного университета (Москва). Литературовед, доктор филологических наук Юрий Борисович Орлицкий в другой ипостаси – поэт Юрий Орлицкий. Автор следит за тем, чтобы два имени не путались: ученого зовут с отчеством, стихотворца – без отчества. Юрий Борисович Орлицкий сделал доклад: "Современный русский стих". Мне очень жаль, что это выступление стояло первым в программе фестиваля, и я на него не успела. Слушатели доклада Орлицкого рассказали: в нем затрагивались истоки сегодняшней русской поэзии, порой насчитывающие по несколько веков. Так, прозвучало, что верлибр известен русскому стихосложению с XVIII века, если не ранее. Те же и Юрий Орлицкий (справа). Фото: сообщество фестиваля "ВКонтакте". Исследователь современной поэзии Алексей Масалов, аспирант кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ выступил на тему "Новейшие тенденции инновативных поэтических практик на рубеже 2010х – 2020х годов". Это выступление мне удалось прослушать. Алексей охватил огромный пласт современной инновационной поэзии, в основном "молодой", представленной как авторами соответствующего возраста, так и формами, претендующими на беспрецедентность. Много внимания в докладе уделялось, в частности, "фем-письму", которое является серьезным вызовом современности. "Ревизор.ru" тоже не смог пройти мимо этого феномена и посвятил ему опрос в двух частях ( часть 1 , часть 2 ). Вклад автора этих строк в теоретическую часть "Волгорифм" состоял в докладе "Коммуникативная (внеэстетическая) поэзия как тренд нашего времени и наследие поэта Александра Брятова в её свете". Рассказ о явлении коммуникативной поэзии во многом опирался на интервью с академиком , сформулировавшим определение и основные черты предмета. Лейтмотивом нашей беседы с Новиковым стал тезис: сегодня поэзии необходимы "контактные" стихи, но высокого, ахматовского уровня. На мой взгляд, именно такие тексты писал замечательный поэт Александр Брятов (1961 – 2020), к несчастью, безвременно ушедший из жизни. Его стихи стали составной частью доклада. . Фото О. Коробковой. По замыслу организаторов, все фестивальные доклады представляли собой "круглые столы": за докладами следовали обсуждения, дополнительные вопросы, уточнения и возражения, от которых никто не оставался в стороне. Благодаря такому продолжению разговора мы с Алексеем Масаловым развили тему инновационности. Далеко не всегда то, что кажется инновационным, таковым и является – о чем говорилось и в докладе Орлицкого. В частности, "фем-письмо", представленное сегодня в российском литпроцессе именами Оксаны Васякиной, Галины Рымбу, и других авторок, как они себя называют, кажется радикальным новшеством – но, по моему скромному мнению, такая форма и такое содержание уже были. Многие респонденты опроса "Ревизора.ru" справедливо говорили о том, что в мире на протяжении многих веков живут талантливые женщины (начиная с античной поэтессы Сафо), умеющие литературно говорить о том, что составляет суть женского бытия, и существует практика "проговаривания травмы". "Фем-письмо" часто использует как язык верлибр; но и он, как уже выяснилось, отнюдь не новоизобретение! Можно оставить в стороне, как "мужское", знаменитое стихотворение Блока "Она пришла с мороза, раскрасневшаяся…". Но и верлибры, написанные женщинами, давно бытуют в русской поэзии. Вспомним, к примеру, (1912 – 1958). Эта поэтесса, разительно не похожая на свое окружение ни образом жизни (у нее была тяжелейшая судьба , о которой нужен отдельный разговор), ни способом художественного высказывания, снискала у современников прозвище "великая юродивая". В этих словах нет насмешки – только сочувствие. Несмотря на "тихость" и на то, что при жизни Некрасовой у нее не вышло ни одной книги стихов, Ксению Александровну знали, любили, уважали люди, с которыми ее сводила жизнь. Известный советский поэт посвятил Некрасовой стихи. А в литературоведении укрепилось мнение, что наследие Ксении Некрасовой представляет собой уникальное явление в русской лирике. Кто-то удачно выразился "верлибры, близкие наивной живописи". По мне, именно Ксения Некрасова "изобрела" еще в середине ХХ века тот язык, которым сегодня оперируют Оксана Васякина и Галина Рымбу. Разве что Некрасова писала не о тех органах человеческого тела, упоминанием которых, скажем, прославилась Галина Рымбу: *** Самое замечательное из живых и холодных явлений на земле — Есть человеческое лицо Недаром оно расположено рядом С полушариями мозга *** Как мне писать мои стихи? Бумаги лист так мал. А судьбы разрослись в надширие небес. Как уместить на четвертушке небо? Если поклонники творчества Галины Рымбу не знают Ксению Некрасову как родоначальницу такого поэтического языка, это, право, обидно. Андрей Сенов. Фото: сообщество фестиваля "ВКонтакте". Таким образом, критико-поэтический фестиваль "Волгорифмы" оказался отличной информационной и дискуссионной площадкой. Все участники единогласно сошлись во мнении, что формат выбран удачно благодаря возможности услышать другую сторону, которая является с одной стороны зрителем, с другой профессиональным сообществом. Как бы ни видоизменялся фестиваль в дальнейшем, этот "диалог" в нем, судя по всему, сохранится. К тому же открытый полилог оптимален для просвещения студентов, о которых работники вуза никогда не забывают. Мероприятие, несмотря на самый разный возраст его участников, несет ярко выраженную молодежную направленность (и молодость духа) . В дальнейшем организаторы надеются привлечь к нему больше совсем молодых людей. Фото: сообщество фестиваля "ВКонтакте". Поэт и журналист Ольга Коробкова по итогам фестиваля выразила свое мнение: - Прежде всего, в Ярославле очень не хватало поэтического фестиваля такого уровня. И тут можно даже не делать скидку на первый раз – всё вышло очень хорошо. Очень серьёзно. Вернее, найден был баланс серьёзности и всего остального – зрелищности, художественности, доступности. С первых же выступлений стало ясно, что уровень задан высокий. Я даже как-то разволновалась перед своим выступлением, хотя давно уже выступаю бестрепетно... Разнообразие стилистики присутствовало, прозвучали очень разные поэтики, однако цельность общего направления сохранилась. Я не могу судить обо всех мероприятиях – не на всех была, к сожалению, и все же того, где я присутствовала, хватило, чтобы понять глубину события. Особенно порадовало равновесие молодого задора и зрелого жизненного опыта. Ольга Коробкова. Фото Е. Сафроновой. На этой оптимистичной ноте и на пожеланиях фестивалю дальнейшего благополучного развития закончим наше повествование.

Ярославские "Волгорифмы": новый литературный фестиваль
© Ревизор.ru