Что почитать на каникулах?

А еще каникулы — это тоже переход от одного этапа к другому. Это время побольше пообщаться с близкими, послушать друг друга, вчитаться в очередной раз и глубже вдуматься в изречения из Евангелия. Задуматься о себе, какое я семя — упавшее при дороге, на каменистое место, в терние или на добрую землю. У всех этих зерен своя судьба: одно будет затоптано, другое — засохнет, третье — заглушат сорняки жизни, и только упавшее на добрую землю принесет соответствующий труду плод (ср. Мк. 4; 3-8).

Что почитать на каникулах?
© cottonbro/Pexels

Переход от одного этапа жизни к другому всегда воспринимается как рубеж. И на этом рубеже как-то невольно думается о том, что было когда-то — давно или совсем недавно, о том, как быстро летит время, как меняется мир. Можно и немного пофилософствовать: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» (Еккл. 1; 4).

Каникулы — это не только время отдыха для школьника. Это время, когда молодой человек должен проанализировать прошедший учебный год, выявить, что он не доучил, в чем не разобрался, и, что очень важно, взглянуть в будущее, т.е. приобретенные знания расширять и углублять. В этом поможет чтение. Разумеется, не чтение учебников по физике и химии, учебники ждут впереди, если, конечно, ребенок не имеет особый интерес к этим предметам. Я имею в виду чтение художественной литературы, о жизни святых и полководцах, героях и простых людях, которые явили настоящую любовь к ближнему. Можно открыть хорошие книги, рассказывающие о том, что было в прошлом ХХ веке. Назову несколько из них, которые стали призерами на конкурсе изданий «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшее художественное произведение».

Роман Уолтера Мэккина «Ветер сулит бурю» (издательство «Никея») написан в середине прошлого века. Герои — простые рыбаки, живут и трудятся в непростых и порой по-настоящему опасных условиях. Многим современным людям нравится думать, что это они — нынешние, современные — по-настоящему думающие, глубоко чувствующие, умеющие различать оттенки чувств, понимать нюансы ума, души, сердца и т. п. Люди предыдущих поколений, тем более не очень образованные, занятые физическим трудом, кажутся им гораздо менее интересными, чрезмерно простыми, о многом не подозревающими, неспособными переживать, чувствовать то, что чувствуют наши современники. Но вот перед нами на страницах романа простые рыбаки. Каждый из них вышел живым, настоящим — забываешь, что это литературные персонажи, что они созданы талантом писателя, настолько образы удались. При этом люди они удивительно глубокие и по-настоящему цельные. И на самом деле большинству современных людей до мудрости, человечности, силы, глубины этих простых рыбаков расти и расти. Дружба, любовь, семья — здесь знают истинный смысл этих слов. Словами здесь вообще не очень разбрасываются и красноречием в основном не отличаются, но живут по совести, трудом и так, что понятно: любви, дружбе, пониманию того, что такое семья, у этих рыбаков стоило бы поучиться. Здесь умеют не завидовать и искренне желать счастья тому, кому судьба дала то, о чем ты мечтал больше всего. Борясь со стихией, на волосок от гибели здесь пытаются не только уцелеть, но и вытащить с собой другого человека, который уже не может бороться сам. Здесь умеют ждать столько, сколько нужно. Говоря словами отца Иоанна Крестьянкина живут «не как хочется, но как Бог велит». А может ли быть что-то важнее этого?! Сюжет интересный. Знаю по отзывам, что многие люди не смогли оторваться, не дочитав до конца.

Повесть Валерии Алфеевой «Джвари» (издательский дом «Познание») — о возрождении церковной жизни в одном из грузинских монастырей в восьмидесятые годы прошлого века. Разрушить или закрыть — это быстро и легко. А вот восстановить, возродить — это всегда время и труды. Но это и такая радость — сама возможность возродить. «Ибо, каково величие Его, такова и милость Его» (Сир. 2; 18). А Кто как не Бог наполняет храмы и монастыри людьми, восстанавливает стены из развалин? «Я, Господь, вновь созидаю разрушенное, засаждаю опустелое», — слова из пророческой книги Иезекииля (Иез. 36; 36). Валерия Алфеева вместе с сыном совершила паломничество в монастырь в первой половине восьмидесятых. Повествование ведется по ее впечатлениям, не с чужих слов, а это дорогого стоит. Сейчас, к счастью, удалось возродить немало храмов и обителей. Но тогда это были первые ласточки. И живое свидетельство об этом стоило бы почитать всем, особенно молодым людям, которые родились позже, немного знают о том непростом времени. Повесть Валерии Алфеевой — это совершенно уникальное произведение. Многие ли тогда, в начале восьмидесятых, дерзнули бы взяться за такую тему? Ответ очевиден. Подарком для всех читателей является то, что повесть эта переиздается, что она снова доступна. В качестве иллюстративного материала использованы в том числе изображения памятников древнего грузинского искусства, это придает книге особую красоту. Провести время за чтением этой книги в каникулы и полезно, и познавательно, и интересно.

События, о которых повествуется в романе номинанта Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Ирины Богдановой «Уроки каллиграфии», происходят в прошлом веке и нынешнем. Постоянные читатели знают, что в своих произведениях писательница часто ведет повествование о разных поколениях одной семьи или о событиях из разных возрастных периодов персонажей, поэтому на страницах обычно появляются разные века или десятилетия. Этот роман не стал исключением.

На страницах романа Ленинград и Санкт-Петербург — по-настоящему любимый автором и ее героями город. И автор, и герои не просто знают этот город, они его чувствуют, и благодаря этому, помогают узнать его и читателям, даже тем, кто там пока ни разу не был или приезжал ненадолго и мало что видел. Есть на страницах романа и Лапино, которое появлялось уже в другом романе и успело полюбиться читателям вместе с его жителями.

Положительные герои Ирины Богдановой ненавязчиво напоминают читателям, что есть настоящая вера и верность, что есть милосердие и твердость духа, что человек свои пути в сторону добра или зла, лжи или порядочности выбирает сам. Еще мне хочется выделить умение, о котором сегодня, в наше время бесконечной спешки, многие забыли. И не только забыли, но и утратили его, это умение. Или оно не сформировалось вовсе, потому что мы все время куда-то торопимся, бежим, нам ни на что не хватает выдержки и терпения. Это умение ждать. И без него нет глубоких чувств, нет вообще настоящей глубины, нет доверия, ответственности. Ведь «терпеливый до времени удержится и после вознаграждается веселием» (Сир. 1; 23). Что есть в героинях романа Ирины Богдановой? Почему они умеют ждать, а многие из нас нет? Может быть, стоит попробовать сформировать в себе это важное качество? Хорошие книги дают нам хорошие подсказки: «…извлечь драгоценное из ничтожного…» (ср. Иер. 15; 19) и «возлюбить ближнего…, как самого себя» (ср. Мф. 22; 39).