Ранние годы и карьера Еще до рождения Айседоры Дункан ее отец обанкротился и оставил семью. Мать танцовщицы — учительница музыки Мария — перевезла четверых детей в Окленд и растила их самостоятельно. В пять лет Айседору, скрыв возраст девочки, отправили в первый класс. Впоследствии, посчитав школу бесполезной, Дункан ушла из нее и занялась самообразованием - тогда ей было 13. Особое внимание она уделяла обучению музыке и танцам в студии Стеббинс. Большую роль в формировании исполнительского стиля Айседоры сыграла основательница танца модерн Лои Фуллер. В 18 лет Дункан перебралась в Чикаго и начала выступать в ночных клубах. Она танцевала босиком в свободной тунике (хитоне) и удивляла публику своей пластикой. Вскоре вместе с семьей Айседора уплыла в Лондон на судне для перевозки скота. Чтобы заявить о себе, она начала выступать на светских мероприятиях, вечерах артистов и художников. Пластика Дункан состояла из мягкого бега, воздушных прыжков, ходьбы и выразительных жестов. Артистка много импровизировала и обладала искусством пантомимы. Отсутствие обуви и свободные одеяния делали танцовщицу особенно легкой. За ней закрепилось прозвище "великая босоножка". "Дункан танцует естественно, просто, как танцевала бы на лугу, и всем своим танцем борется с обветшавшими формами старого балета, — писали о ней критики. — Эти прекрасные поднятые руки, имитирующие игру на флейте, игру на струнах. Эти всплескивающие в воздухе кисти рук, эта длинная сильная шея". Благодаря экзотическим танцам Дункан быстро стала известной и обрела покровителей. В 1901 году она подписала контракт на участие в концертах по Европе и вступила в группу Лои Фуллер в Париже. После гастролей, закрепивших успех Айседоры, она открыла танцевальные школы в Германии и Франции. В 1903 году артистка посетила Грецию, где инициировала строительство храма для занятий танцами на холме Копанос. Там же она отобрала хор из десяти мальчиков-певцов, которые сопровождали ее танцы — в том числе во время гастролей. В 1904 году Дункан открыла танцевальную школу для девочек под Берлином. Работа в России Впервые Дункан посетила Россию в 1904 году и дала несколько концертов в Санкт-Петербурге и Москве. В стране у артистки было много поклонников и последователей, которые открывали студии с обучением ее стилю танца. В России были изданы две книги Дункан — "Танец будущего" (1907) и "Моя жизнь" (1930). С помощью танца артистка пропагандировала философию новой свободной женщины, развитой интеллектуально и физически. "Если мое искусство символично, то символ этот только один: свобода женщины и эмансипация ее от закоснелых условностей, которые лежат в основе пуританства", — написала Дункан в автобиографии. В 1921 году нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский пообещал артистке финансовую помощь для открытия ее танцевальной школы в Москве. Она с большим воодушевлением приняла предложение переехать в страну большевиков: "Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай, неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира, сделавшего мою школу несбыточной". Осенью 1921 года газета "Рабочая Москва" сообщила об открытии "школы Айседоры Дункан для детей обоего пола в возрасте от 4 до 10 лет". Особое предпочтение при приеме артистка отдавала детям рабочих. Сначала в школе занимались более 100 детей, но позже их количество сократили до 40, потому что обещанной финансовой поддержки оказалось недостаточно. Большую часть средств на школу Дункан добывала самостоятельно — в том числе на питание воспитанников. В 1924 году она уехала из СССР и оставила руководить учреждением свою приемную дочь Ирму Дункан. Школа просуществовала до 1949 года. Личная жизнь до Есенина В юности Дункан собиралась выйти замуж за бедного поляка Ивана Мироски, но он уже оказался женатым. В Будапеште она познакомилась с актером Оскаром Бережи и закрутила с ним бурный роман. После отношений с театральным режиссером Гордоном Крегом 29-летняя Айседора родила от него дочь Дердри. В 1907 году Дункан приехала с концертами в Петербург и познакомилась там с Константином Станиславским, который восхищался ее творчеством. Она симпатизировала режиссеру и однажды даже поцеловала его в губы. В своей автобиографии Айседора писала, что в тот момент у Станиславского "был страшно удивленный вид". В 1910 году Дункан родила сына Патрика от Париса Зингера - сына изобретателя швейной машинки Айзека Зингера. "Я думала, что я очень счастлива, может быть, самая счастливая женщина в мире. Искусство, успех, богатство, любовь - и, главное, прелестные дети", — писала артистка. Но из-за ревности возлюбленного она решила с ним расстаться. В 1913 году оба ребенка Дункан вместе с гувернанткой поехали в Версаль. По дороге мотор автомобиля заглох, и водитель вышел его проверить. Но машина внезапно завелась и скатилась в Сену. Оба ребенка погибли. От этого удара Дункан не могла оправиться всю жизнь. В 1914 году она родила мальчика, который скончался через несколько часов после родов. Также Айседора усыновила своих шестерых учениц. Роман с Есениным и смерть В 43 года Дункан начала встречаться с 27-летним Сергеем Есениным. Они познакомились осенью 1921-го на вечеринке художника Жоржа (Георгия) Якулова. Танцовщица пришла на мероприятие в красном струящемся хитоне и покорила поэта. Один из журналистов написал, что Айседора полулежала на диване, а Есенин стоял рядом на коленях. По свидетельству очевидца, артистка гладила его по волосам и приговаривала: "Золотая голова". Она почти не говорила по-русски, а поэт не знал английского языка. Несмотря на разницу в возрасте и языковой барьер, их отношения развивались быстро. Артистка понимала, что в Советском Союзе для карьеры мало перспектив, и хотела взять молодого возлюбленного с собой на гастроли. Чтобы избежать больших проблем с получением для Есенина визы, 2 мая 1922 года они поженились. Это был первый официальный брак артистки. Оба супруга взяли двойную фамилию Есенин-Дункан. Сплетники говорили, что Есенин был влюблен не в саму Дункан, а в ее славу. Ходили слухи, что перед бракосочетанием Айседора исправила в паспорте дату своего рождения. Она переживала, что молодому мужу не понравится большая разница в возрасте. Насколько был изменен ее возраст — неизвестно до сих пор. Влюбленные общались жестами и с помощью переводчика. После свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Франции, Германии, Бельгии, Италии и США. Поэт не мог смириться с тем, что на гастролях его воспринимали только как спутника Дункан. Он был подвержен частой смене настроения, кричал на жену и даже иногда поднимал на нее руку. Также Есенин имел пристрастие к алкоголю, и однажды Айседора вызвала полицию, чтобы утихомирить мужа. После вспышек неадекватного поведения поэт постоянно извинялся, и жена раз за разом его прощала. Их брак продлился два года. Когда Дункан уехала за границу без Есенина, тот отправил ей телеграмму: "Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин". Речь шла о Галине Бениславской, у которой жил поэт. В действительности Есенин на ней не женился. В конце 1925 года он покончил с собой в гостинице "Англетер" в Ленинграде. Менее чем через два года не стало и Дункан. 14 сентября 1927 года танцовщица отправилась на автомобильную прогулку в Ницце. Как всегда, она была облачена в свободное одеяние. Внезапно край длинного красного шарфа Дункан зацепился за колесо, намотался на него и выдернул артистку из автомобиля. Причиной ее смерти стал перелом шеи. Прах Дункан хранится в колумбарии на кладбище Пер-Лашез в Париже.