Вокруг Гагина: путем Ивана Грозного

В России 2022 год объявлен годом культурного нематериального наследия. Для нас всех это повод обратиться к своему прошлому, найти утерянное, разглядеть забытое, восстановить разрушенное. А еще нужно научиться гордиться своей историей и культурой, показывать ее, и создавать для нее настоящий материальный фундамент. У каждого района Нижегородской области есть свое славное прошлое. Здесь пролегали пути великих людей, здесь жили и работали знаменитые творцы, а сколько намоленных мест ждут паломников. Мы лидируем среди регионов России по количеству бытования народных промыслов — запечатленных традиций народного искусства. Об этом нужно рассказывать здесь и сейчас, чтобы за годом кулго наследия, последовали годы возрождения, инвестиций и продолжения наших великих традиций. 470 лет назад Казанское ханство было присоединено к Российскому царству «Казань, царство татарское, отпало от Московии, ибо при покойном отце его она платила московитам дань, как бы признавая их власть. Когда казанцы отвеликий мя царь решил покорить их силою», – писал вскоре после тех событий Исаак Масса, голландский торговец, находившийся тогда в Москве. Прошло почти пять веков, но история хранит следы царских походов. Какие-то свидетельства живы на уровне легенд – например, о том, как юный царь, проходя через Нижний Новгород, спрятал в недавно отстроенной твердыне кремля драгоценную библио. Спрятал так надежно, что никто ее найти не может. Иные свидетельства зримы и подтверждены письменно современниками тех славных событий. Немало тайн с тех времен хранит Гагинская земля. Сон в руку Итак, летом 1552 года московский царь Иван IV предпринял очередной поход на Казань, лично возглавив войско. Армия разделилась на две части. Маршрут основного войска пролегал через Коломну, Владимир, Муром и далее по южным районам Нижегородской области, вдоль рек Теши и Пьяны – по местам современного Гагинского района. Второе войско, «судовая рать», шло по Волге из Касимова. Они встретились, воссоединившись, у слияния рек Ежати и Пьяны, около нынешнего села Гагино. Там войска остановились на очередную стоянку. И там с двадцатидвухлетним царем произошло важное событие. Вот что гласит запись в тетрадке священника погостВозго. «Когда царь Иван Грозный в 1552 году шел на Казань, то сделал остановку для дневки близ реки Пьяны у мордовской деревни Мушка, на горе ныне названной Троицкой. Тут к нему явились гонцы из-под Казани от князя Курбского и возвестили, что передовые его части, шедшие на Казань, потерпели поражение от татар и взято много воинов в плен. Царь опечалился и задумал вернуться обратно в Москву, но здесь в сонном видении явилась ему Божья Матерь в образе Тихвинской вместе с прапрадедом Дмитрием Донским и повелела ему идти на Казань и взять ее, пробудившись ото сна. Царь от радости приказал служить молебен Божьей Матери коленопреклоненно, пламенно молился сам, бояре и все воинство». Сон тот был на Троицу. А тут подошла и «касимовская» рать. Историки пишут: войско было так велико, что когда поили коней из Пьяны, река мелела. Укрепившись духом, царь двинулся дальше на Казань, приказав на месте видения заложить храм во имя Святой Троицы и воздвигнуть монастырь. Новые имена, новые города После описанных событий, мотивирующих на победу, войско продолжило поход по Запьянской глуши. В непролазных лесных дебрях местные служили проводниками царскому войску. Как свидетельствуют летописные источники, население радушно встречало ратников, доставляя им пищу (хлеб, мед, мясо), помогая наводить мосты и переправы через реки. Это подтверждается участием в Казанском походе татар, мордвы и других представителей поволжских народов, перешедших на службу к царю. После той стоянки проводником и переводчиком царского войска стал татарин Бахметка из деревни Пара на Пьяне, «весьма видный и красивый из себя». Вместе с войском он дошел до Казани и участвовал в штурме; кстати, отличился, первым взобравшись на крепостную стену, и обратил на себя особое внимание Ивана Грозного. Когда красавец, храбрец Бахметка крестился в православную веру, восприемником его стал сам царь. Он назвал крестника Юрием; отчество дал в честь себя, Иванович; фамилию же назначил Бахметьев, от прежнего татарского имени. Новоявленному Юрию Ивьеву были пожалованы земли близ Пьяны. После Юрий Иванович служил при цареником. Его сын Юрий Юрьевич заседал в царской думе, а в 1612 году ходил с Пожарским и Мининым на поляков, за что царь Михаил Федорович пожаловал ему земли также на Пьянее, по левой стороне. Там Юрий основал свое поместье – сельцо Юрьево, существующее поныне. Собственно земли Припьянья царь Иван Грозный стал раздавать служилым людям в награду за службу. Русские поселенцы обосновывались на новых и уже заселенных мордовских землях «казанского маршрута», где занимались землепашеством и несли дозорную службу. Таким образом в результатеказанского похода было положено начало многим городам Нижегородского края. Царю Ивану IV обязаны своим возникновением Арзамас, Ардатов, Княгинино, Воротынец, Сеченово, Горбатов, Большое Мурашкино, Дивеево и многие другие поселения, а также многочисленные храмы и монастыри. Чудесная гора Не забыл царь и о заложенном по его воле Троицком храме с монастырем. После победы обители было пожаловано «множеснии при реке Пьяне, и рыбные ловли в последней». По царскому велению в Тихвине была написана явившаяся ему во сне икона Божьей Матери, и монахи во главе с первым настоятелем монастыря, Иовом, доставили ее на руках от самого Тихвина на Троицкую гору. Территория стала развиваться и меняться: близ монастыря появились села Ройка, Воронцово, Курбатово и другие. Развернулась и миссионерская работа. Место, где царю приснился вещий сон, оказалось чудодейственным, и до Октябрьской революции там не переводились паломники. По свидетельствам местных жителей, Троицкая гора, как и полагается месту силы, словно притягивает к себе «небесный огонь». Так, от молнии в 1610 году сгорела сооруженная Грозным церковь – но икона Тихвинской Божией Матери осталась невредима. Церковь Успения Богородицы выстроил уже упоминавшийся боярин Юрий Юрьевич Бахметев, а позже его сын Иван воздвиг там каменный храм в честь Пресвятой Троицы. На строительсрудился, в числе прочих, упомянутый Иов, уже старец, чей возраст перевалил за сто лет. После екатерининской реформы 1764 года монастырь был упразднен и обращен в погост. Тут в историю вошло еще одно село нынешнего Гагинского района – Ветошкино. Землями погоста и святыней – иконой Божьей Матери – пожелал завладеть ветошкинский помещик Василий Пашков. Для этого требовалось упразднить погост, и Пашков сделал соблазнительно щедрое предложение служившему там священнику Кондорскому перевод в село Ветошкино, бесплатное жилье и сверх церковного дохода – тысячу рублей от себя лично. В итоге погост закрыли по ходатайству Пашкова и Кондарского. Каменная монастырская церковь была разобрана, чтимая икона перевезена в Ветошкинскую церковь… Однако участники сделки не смогли воспользоваться полученными выгодами. Священник вскоре умер, даже не успев переехать в Ветошкино, а Пашкову, после долгих судебных разбирательств, так и не разрешили забрать вожделенные земли. Сейчас о некогда существовавшей обители напоминает только камень с могилы старца Иова. Говорят, что после революции этот камень, покрытый старинными письменами, не раз пытались увезти, да ничего не получалось: моторы глохли, механизмы ломались, словно какая-то неведомая сила охраняла его. Сейчас на горе стоит небольшая часовенка и крест. И еще видны монастырские тропы… Павел КОНДАКОВ,глава МСУ Гагинского муниципального района Нижегородской области. Вокруг Гагина: путем Ивана Грозного