Войти в почту

В Нижнем Новгороде представили около 80 работ художницы Татьяны Мавриной

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 19 мая. /ТАСС/. Выставка "Татьяна Маврина. Графика из собрания Сеславинского", на которой представлено около 80 работ - от ранних жанров и иллюстраций до последних натюрмортов - открылась в четверг в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ). Часть работ после завершения проекта передадут в фонды учреждения, сообщил на открытии общественный и государственный деятель, исследователь книжной культуры Михаил Сеславинский.

В Нижнем Новгороде представили около 80 работ художницы Татьяны Мавриной
© ТАСС

"Это главный сегмент моего собрания. Надо сказать, что она (Татьяна Маврина - прим. ТАСС) была очень плодовитым художником, и ее творческое наследие насчитывает тысячи листов, но работы, как и у многих художников, - неравноценные, неравнозначные, но ударные работы представлены на выставке. Коллекция собиралась около 15 лет", - рассказал ТАСС Сеславинский.

Он добавил, что на выставке представлено около 80 работ, часть из которых останутся в фондах музея.

По словам Сеславинского, для него наиболее близки пейзажи, связанные с русской провинцией. "Естественно, с Нижегородской областью: с Балахной, Городцом, Золотым кольцом, и книжные иллюстрации, которые соприкасаются с моим книжным собранием. <…> Она много рисовала Городец, причем, по всей видимости, она там была дня три и потом, вернувшись в Москву, тоже создала сюиту из нескольких десятков работ, датировав их одной датой почему-то", - отметил собеседник агентства.

Сеславинский добавил, что Маврина художник знаменитый, но ее имя отчасти забыто. "Для нас она близка тем, что родилась в 1900 году в Нижнем Новгороде. <…> Она до конца жизни вспоминала нижегородский откос, панораму стрелки Оки и Волги, крутые берега Нижнего Новгорода, церкви, поездки по Нижегородской губернии. Ее все время тянуло к родным местам, что понятно и очевидно", - сказал Сеславинский.

Работы на выставке

В музее выставлены работы Мавриной с 1920-х по 1990-е годы. Так, например, ранний период творчества автора представлен в основном книжными иллюстрациями к изданиям Гофмана, Франса, Золя, Бальзака, Валлеса, Лермонтова. В 1930-е годы Мавриной были созданы рисунки обнаженных натурщиц. Среди работ 1940-х годов выделяются архитектурные пейзажи Москвы, в которых главную роль играют храмы.

"Татьяна Алексеевна совершила, фактически, гражданский подвиг, зарисовывая несколько сотен московских храмов, церквей, которые в 1930-е годы, как она видела, разрушались. Часть из них пострадала от бомбардировок в начале второй половины 1941-го - начале 1942-го годов. И вот она решила запечатлеть образы московских храмов. Москва, комендантский час, у нее было специальное разрешение, она ходила с этим разрешением с малюсенькими клочками бумаги. На улице, в подъезде - делала сначала маленькие зарисовки храмов, потом возвращалась домой и создавала уже полноценные акварели. Это беспрецедентная работа, аналогов которой просто не существует, наверное, в истории отечественной графики", - рассказал Сеславинский.

Он отметил, что на выставке можно увидеть работы, которые Маврина создавала в возрасте примерно 90 лет. "Эти пейзажи носят, на самом деле, иконописный характер, потому что человек в таком возрасте живет в своей квартире на улице Усиевича, смотрит в те же окна, в которые он смотрел на протяжении двадцати лет, на березу, на гараж во дворе, на полуувядшие фиалки на подоконнике на кухне, и создает фантастические и яркие пейзажи, такие райские кущи, это дорого стоит. Такое жизнелюбие, такое видение мира. Это сумасшедший пример для подражания, фантастический пример", - сказал Сеславинский.