Кубанские приставы трижды заблокировали счета москвички по чужим исполнительным производствам
Кристина Агафонова — москвичка, индивидуальный предприниматель. Она рассказала Business FM, что за последние два месяца судебные приставы Краснодарского края трижды арестовали ее счета по чужим исполнительным производствам. Причем решения принимали различные территориальные подразделения региональной службы. Пострадавшая обратилась к руководству Федеральной службы судебных приставов (ФСПП), в Следственный комитет, прокуратуру и ФСБ.
Замкнутый круг
Об аресте своих счетов женщина, которая сдает в аренду коммерческую недвижимость, в первый раз узнала незадолго до 8 марта. «Это было в пятницу, 4 марта, перед праздниками. Я случайно выяснила, когда оплачивала продукты картой, и увидела, что у меня не проходит оплата, — рассказала Кристина Агафонова. — Я посмотрела в личном кабинете и увидела арест всех моих счетов по задолженности в 6 млн 420 тысяч рублей».
Оказалось, что счета заблокировали по постановлению Отдела судебных приставов по Прикубанскому округу Краснодара от 3 марта 2022 года. Исполнительный лист был выдан Прикубанским районным судом Краснодара еще два года назад, в марте 2020 года, по иску администрации города к некому Юрию Васильеву.
Однако в постановлении о розыске счетов и наложении ареста было указано, что должником является Кристина Агафонова, в нем указаны ее дата и место ее рождения, а также ИНН. «Когда я дозвонилась до краснодарских приставов, мне сказали, что это ошибка и даже не извинились. На другом конце провода только посмеялись. Через какое-то время мне разблокировали счета», — сказала Агафонова.
Однако уже 19 апреля 2022 года ситуация повторилась. Только теперь Агафоновой прилетел «долг» в 3 млн 550 тысяч рублей по исполнительному производству в отношении краснодарского ООО «Стройтех», на основании исполнительного листа, выданного в апреле 2020 года Арбитражным судом Краснодарского края. Инициировал арест счетов Агафоновой в этот раз отдел судебных приставов по Западному округу Краснодара. Доказав, что никакой задолженности она и в этом случае не имеет, женщина снова добилась разблокировки счетов.
Но 3 мая выяснилось, что ее ждет новый «подарок»: «долг» в 4 млн 474 тысячи рублей. Согласно информации из банка, арест на ее счета наложили по запросу отдела судебных приставов по Карасунскому округу города Краснодара. Большими подробностями на сегодняшний день Агафонова пока не располагает: выяснить все обстоятельства помешали праздники.
Сама женщина уверяет, что должником ни по одному исполнительному производству (ни по подведомственному судебным приставам Краснодарского края, ни по какому-либо иному) не является.
В связи с использованием службой судебных приставов Краснодарского края подложных исполнительных листов и неправомерных действий в отношении нее Агафонова обратилась с заявлениями к главному судебному приставу Краснодарского края, в региональное управление Следственного комитета по Краснодарскому краю, местную прокуратуру и в ФСБ.
Представляющий ее интересы адвокат Дмитрий Хорст считает, что «в Краснодаре нашелся человек, который мошенническим, незаконным путем, используя существующее исполнительное производство, формирует постановления о наложении ареста на счет Агафоновой и направляет их в банк». «Я полагаю, что есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы вредить Агафоновой, мелко пакостить ей. По-другому это назвать нельзя», — заявил он. Сама Агафонова утверждает, что проблемы начались после развода.
Совпадение, случайность или система?
По мнению адвоката, организовать выдачу поддельного исполнительного листа в суде достаточно сложно. А вот вынести постановление Службы судебных приставов об аресте счетов с данными другого человека не составит труда. По его мнению, в действиях должностных лиц УФССП России по Краснодарскому краю усматриваются признаки должностных преступлений. «На мой взгляд, здесь чистейшей воды состав преступления «злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285 УК РФ), может быть «служебный подлог» (ст. 292 УК РФ), в самом минимальном случае это «халатность» (ст. 293 УК РФ)», — полагает Хорст.
Практикующий часто в Краснодарском крае управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры», вице-президент Гильдии Российских адвокатов Федор Трусов солидарен с данным мнением.
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Один раз это случайность, два раза — наверное, совпадение, три раза — это система. Я, конечно, не могу категорично утверждать сейчас, не зная всех обстоятельств дела. Но, скорее всего, здесь статья 285 УК РФ — «злоупотребление должностными полномочиями». Можно ли подсунуть левые документы в Службу судебных приставов, чтобы получить ограничительные меры для ареста [счетов]? Один раз, может быть, да, проскочит, хотя сейчас все автоматизировано. Это раньше можно было нарисовать какие-нибудь бумажки — немного поменять СНИЛС, ИНН, и при этом в систему все уходило. Но сейчас даже в Краснодарском крае все автоматизировано».
По мнению Трусова, тот, кто придумал незаконную схему, не подумал о приставах-исполнителях, которые ведут исполнительное производство. «Для них это закончится если не посадками, то точно уголовным преследованием», — считает он.
Управу найти можно и нужно, говорит глава комитета по правозащите партии «Новые люди», правозащитник Александр Хуруджи.
Александр Хуруджи глава комитета по правозащите партии «Новые люди» «В Службе судебных приставов есть Служба собственной безопасности. Но, как правило, они все же стараются сор из избы не выносить, потому что понимают: при такой маленькой зарплате многие идут на какие-то нарушения, и тень падает на всю службу. Поэтому люди, как правило, пишут заявление в прокуратуру и одновременно с этим обращаются с ФСБ. Там есть управление «М», которое курирует все эти службы (занимается контрразведывательным обеспечением и противодействием коррупции в силовых структурах. — Business FM). Они, как правило, эффективно расследуют такие дела. Тем более, если случай не единичный, а там есть явная тенденция заказного преследования, целью которого является блокировать счет, бизнес и жизнь гражданина. Я бы рекомендовал в таких ситуациях одновременно обращаться в Управление собственной безопасности и в ФСБ, тем более что фамилии и телефоны приставов, блокировавших средства, известны. Такие ведь случаи со стороны приставов не единичны. И также постараться предать этот процесс максимальной гласности».
На момент написания материала Кристина Агафонова сообщила Business FM, что счета были разблокированы — в третий раз за два месяца. До того ее адвокат планировал обжаловать действия ССП по Краснодарскому краю в суде по месту жительства его доверительницы, чтобы добиться разблокировки счетов. По закону на это отводится десять дней с момента обнаружения правонарушения. Также Дмитрий Хорст не исключает дальнейшую подачу иска о возмещении материального ущерба и морального вреда со стороны индивидуального предпринимателя.
Редакция направила запрос в пресс-службу Управления ФССП по Краснодарскому краю с просьбой ответить на вопросы, что именно послужило причиной блокировки счетов Агафоновой в первых двух случаях и какие меры были приняты к тем, кто допустил ошибки. Также редакцию интересует, по какому гражданскому или арбитражному делу был выдан исполнительный лист в последний раз, и кто указан должником в нем, является ли им Агафонова.
Помимо этого, редакция направила запрос в банк относительно оснований для блокировки счетов Агафоновой 3 мая. Вот что там ответили: «В рамках закона все российские банки обязаны исполнять распоряжения ФССП. Однако задолженность клиента после получения таких документов всегда проверяется на сайтах ФССП и судов, которые выносят решения по списанию средств. В конкретном случае необходимость исполнительного производства не подтвердилась, поэтому все ограничения со счетов были оперативно сняты».